07.09.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3873; сегодня: 1.

Старинные колокола возвращаются в Большой театр

Старинные колокола возвращаются в Большой театр

7 сентября 2010 года начнется монтаж старинных колоколов на реконструированной звоннице Государственного академического Большого театра России, сообщил представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал » Михаил Сидоров.

Создание в Большом театре уникальной звонницы, аналогов которой не существует ни в одном театре мира, относится к 1920-м годам. Ее собирал по всей России бывший звонарь А.В. Кусакин, который в течение многих лет являлся единственным исполнителем колокольного звона в спектаклях Большого театра. Был создан специальный подбор колоколов, создающих правильное с точки зрения благозвучия музыкальное сочетание основных (наиболее слышимых) тонов и звуков больших, средних и малых колоколов. Различные по диаметру (от 21 см до 2,3 м), высоте (от 27 см до 2,5 м), весу (от 8,73 кг до 6,4 тонн или 400 пудов) и тональности 35 старинных колоколов находились на звоннице сцены Большого театра и использовались в качестве музыкальных инструментов, дополняя звучание оркестра.

«Каждый из сохранившихся колоколов по-своему прекрасен. Русские литейщики удивительно тонко чувствовали красоту формы, подчеркивая ее профильной проработкой и орнаментацией», – уточнил М. Сидоров. В звоннице Большого театра представлены 4 колокола XVIII века и один колокол 1678 года. Но большая часть колоколов относится к XIX – началу ХХ века. Об этом свидетельствует вылитое на них изображение двуглавого орла. Право изображать герб Российской империи получали колокольные заводы за победу на государственных промышленных выставках. Такие гербы стоят на 10 колоколах, созданных на знаменитом ярославском заводе Товарищества «П.И. Оловянишникова Сыновья». Еще на одном колоколе отлито несколько подобных изображений, поскольку завод П.И. Финляндского, где он был изготовлен, являлся единственным колокололитейным предприятием в России, имевшим право отливки на своих изделиях трех изображений государственного герба, что само по себе стало уникальным явлением.

«Колокола – как люди, у каждого своя судьба. На Руси их уподобляли живым существам. Всякое общественное потрясение, будь то война или революция, сказывались на их судьбе. Особенно трагично это было в советское время, когда по всей стране запрещали колокольный звон, их сбрасывали со звонниц, публично разбивали и отправляли на переправку. В Москве это происходило одновременно с разрушением храмов и колоколен. Поэтому некоторые московские театры и музеи стали проявлять большую активность в приобретении колоколов, спасая, тем самым, их от уничтожения. Так, благодаря стараниям руководства Большого театра были спасены 35 уникальных колоколов», – отметил М. Сидоров.

Для восстановления этих музыкальных инструментов была проделана большая кропотливая работа. После их демонтажа было произведено исследование, показавшее необходимость серьезного реставрационного вмешательства. Большая часть колоколов находилась в нерабочем состоянии и не могла быть использована в дальнейшем в качестве музыкальных инструментов. Их внутренняя и внешняя поверхность была загрязнена краской, цементом, известковым раствором и пылью, что привело к окислению металла. Имелись утраты. Ударные инструменты или так называемые языки колоколов были покрыты ржавчиной.

На каждый колокол был составлен свой индивидуальный паспорт изделия, в который вносились записи об этапах восстановительных работ с обязательной фотофиксацией. В ходе реставрации растворами специально подобранных различных составов были удалены засмолившиеся загрязнения, устранялись дефекты металлических деталей с подчеканкой и тщательной проработкой рисунка и передачей стиля автора. Для защиты металла реставраторы провели многократное патинирование поверхности колоколов. Каждый защитный слой наносился на предварительно нагретую теплым воздухом поверхность и выдерживался 12–15 часов.

Особое внимание было уделено звучанию восстановленных музыкальных инструментов. «Колокола стали для России неотъемлемой частью культуры русского народа. Ни у одного европейского народа нет столько многочисленных использований колокольного звона в музыке. Некоторые из этих воспроизведений звона насколько значительны и сильны, как, например, в операх «Жизнь за царя» Глинки или «Борисе Годунове» Мусоргского, что являются настоящими жемчужинами музыкального искусства. Вместе с тем звук колокола нельзя описать одной нотой. Даже двумя-тремя не всегда возможно. Колокола дают созвучие, которое не подчиняется целиком правилам классической музыкальной гармонии. Казалось бы, возникает противоречие: звук колокола не вписывается в привычные музыкальные рамки, но в то же время расстроенность колокола недопустима. Работоспособность и качество звука каждого колокола проверялись членами специальной комиссии, включающей в свой состав специалистов Большого театра. Сейчас все они находятся в рабочем состоянии», – подчеркнул представитель генерального подрядчика.

Старинные колокола снова устанавливаются над арьерсценой. Для этого были созданы стальные прямоугольные стенообразные конструкции высотой около 7 метров. Настоящий колокольный звон будет, как и прежде, звучать во время спектаклей Большого театра.

Пресс-служба Инвестиционной группы «Сумма Капитал»

+7 (495) 771 60 60

+ 7 (985) 269-7702

Инвестиционная группа «Сумма Капитал» - одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний, корпоративные интересы которой сосредоточены в области нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводородов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях.

Компании инженерно-строительного блока ИГ «Суммы Капитал» («ГлобалЭлектроСервис», «Стройновация», «Трансинжиниринг», «Интэкс» и др.) имеют успешный опыт реализации масштабных проектов федерального значения: нефтеналивные терминалы, гидротехнические сооружения и магистральные нефтегазопроводы, мосты, ТЭС, АЭС, спортивные олимпийские объекты, дорожное и гражданское строительство.

В июле 2009 г ИГ «Сумма Капитал» приобрела контрольный пакет компании ЗАО «СУИпроект». ЗАО «СУИпроект» является генеральным подрядчиком проекта реконструкции Государственного академического Большого театра России.

Основатель Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.


Ньюсмейкер: Инвестиционная группа Сумма Капитал — 54 публикации
Поделиться:

Интересно:

Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
24.04.2024 18:02 Новости
Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
Учёные Крымского федерального университета обнаружили поселение позднего бронзового века на территории Караларского природного парка в керченском Приазовье. Об этом сообщила заведующая отделом естественнонаучных методов в археологии Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ...
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
24.04.2024 17:05 Новости
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
Минэкономразвития России актуализировало данные по деятельности социальных предпринимателей в экономике в целом и в региональном разрезе. На январь 2024 года в России зарегистрировано почти 11 тысяч социальных предприятий. Из них 7,8 — тысяч...
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
24.04.2024 12:43 Новости
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
Российское военно-историческое общество объявляет о начале творческого конкурса на лучший архитектурно-художественный проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске. Подача конкурсных проектов авторами осуществляется до 18 часов 00 минут по московскому времени 20 мая 2024 года. В...
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
24.04.2024 10:33 Новости
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
В Доме Российского исторического общества был представлен первый вышедший том академического издания «История России. В 20 томах».  «История России. В 20 томах» — масштабный проект по написанию единой, научно выверенной отечественной истории. Идея создания подобного проекта была...
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
24.04.2024 09:06 Новости
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
Предприниматели обязаны следить за правовыми нововведениями и своевременно менять подходы к работе, а городские власти им в этом помогают. Законодательство в сфере торговли меняется и совершенствуется в интересах потребителя — это касается продажи алкогольной продукции и товаров с обязательной...