Показ на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского одноактного балета «Весна священная» на музыку выдающегося композитора ХХ века Игоря Стравинского состоялся 28 сентября и стал частью программы Сезона современной азербайджанской культуры в России 2011 года.
Музыкальное произведение, написанное Стравинским в 1913 г., обращает на себя внимание необычной тембровой стилистикой, отказом от гармоничной благозвучности. Композитор изъясняется нарочито жестким по ритму и звучности языком, что не только точно передает содержание действия, но и становится знаком времени.
Нельзя не отметить смелость Эдвальда Смирнова, поставившего сложный балетный спектакль не с балетными танцовщиками, а с прославленным ансамблем танцев. Приглашение Афаг Меликовой, художественным руководителем коллектива, балетмейстера Эдвальда Смирнова ставить балет продиктовано желанием предоставить возможность артистам Государственного азербайджанского ансамбля танца, в нынешнем году отмечающего свое 40-летие, попробовать себя в несвойственных им танцевальных жанрах.
– Безусловно, сравнивать «Весну священную» Нижинского и Эдвальда Смирнова невозможно, – говорит балетный критик Александр Максов. – Эдвальд Смирнов создал свое произведение на основе совершенно иного, собственного либретто, используя артистов – характерных танцовщиков. В то же время лексика спектакля позволила опереться на хорошо знакомые артистам элементы – прыжки, разножки, вращения и т. д. Включены даже движения рок-н-рола. Получился некий язык, с помощью которого (и интересной режиссуры, конечно) создан спектакль со своей драматургией, сюжетной линией и образным строем. А то, что темперамент азербайджанских танцовщиков абсолютно соответствует идее и ритму музыки, сомнений не вызывает. Во всяком случае, новое обращение к этому произведению Стравинского продолжило сценическую историю балета, к которому обращались такие крупные балетмейстеры, как Мясин, Бежар, Валентин Елизарьев, Наталия Касаткина и Владимир Василев и другие.
Во втором отделении концерта танцевальный коллектив показал программу, в которую вошли народные, свадебные и шуточные танцы. «Танец джигитов» был встречен аудиторией овациями, танцоров многократно вызывали на бис.
Концерт состоялся при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана и Министерства культуры РФ.
Эдвальд Смирнов – артист балета Оперной студии Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и первый исполнитель ряда партий всемирно известных балетных спектаклей. Поставил хореографию в операх, опереттах, драматических спектаклях и кинофильмах. Работал с Г. Товстоноговым, И. Владимировым, Р. Виктюком, С. Овчаровым, А. Кайдановским, А. Балибиным и другими. Эдвальд Смирнов – автор хореографических композиций в программах фигуристов – чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр А. Урманова, Е. Плющенко, М. Петровой и А. Тихонова, А. Волочковой и других.
Государственный азербайджанский ансамбль танца создан в 1970 году. С первого дня своего существования коллектив демонстрирует красоту, художественность и изящность национальных танцев, которые являются неотделимой частью азербайджанского искусства. В репертуаре ансамбля в ряду с национальными танцами особое место занимают танцы, постановленные на основе музыки азербайджанских композиторов.