7 февраля в Москве в Государственном центральном музее современной истории России откроется выставка «История в плакатах Аэрофлота».
Это культурное событие приурочено к 85-летию гражданской авиации России – Дню Аэрофлота, который по традиции отмечается 9 февраля в день подписания декрета о возложении надзора за авиаперевозками на Главное управление воздушного флота. В 20-е годы отечественный воздушный флот сменил несколько названий –«Добролёт», «Росавиахим», «Авиахим», пока в 1932 не было введено всем знакомое «Аэрофлот».
Сегодня – это самый известный коммерческий бренд нашей страны, прошедший через десятилетия и олицетворяющий флагмана авиаперевозок крупнейшей страны мира. Кроме перевозки пассажиров, почты и грузов и прокладки первых маршрутов из Москвы в Европу и Пекин, в начале своего пути компания выполняла и другие народнохозяйственные задачи: с помощью отравляющих веществ боролась с саранчой, хомяками и другими вредителями, под которыми также понимались представители буржуазии.
Эту борьбу в своей художественной манере Михаил Булгаков описал в «Роковых яйцах». Смешно, иронично, но в 1925 году Общество друзей химической обороны и химической промышленности Доброхим (детище Льва Троцкого) объединилось с Добролетом для строительства «надежной газовой ограды, в которой будет строиться новое общество».
Становление Аэрофлота началось именно с Добролета – первого советского авиационного акционерного общества. Рекламные плакаты, призывающие население покупать акции - работа идеолога русского авангарда, конструктивиста Александра Родченко, который часто работал в дуэте с Владимиром Маяковским. Реклама отличалась агрессивностью: «Тот не гражданин СССР, кто не Добролета акционер». Капитал общества за год вырос с 2 до 5 миллионов рублей. В 2007 году акции Аэрофлота были в числе самых доходных, принеся своим акционерам более 60% годовых.
Первая конкурентная схватка Добролета с украинскими коллегами из Укрвоздухпуть за прибыльные крымские рейсы также нашла отражение в плакатной графике 1927 года. Рекламный слоган призывает облететь Крым за 40 минут вместо 6 часов наземным транспортом. И авто на гидродром для авиапассажиров бесплатно.
В 60-е годы появился легендарный слоган «Летайте самолетами Аэрофлота». Сейчас многие ухмыляются, мол, а чем еще летать. Но ведь на самом деле «Аэрофлот» в те годы жестко конкурировал с железными дорогами. На отдельных направлениях, например, в Ялту, перевес был на стороне авиаторов.
Новый поворот, новые тенденции в рекламном плакате появились в годы оттепели. На плакатах, на обложках «Огонька» членов политбюро потеснила красивая русская девушка в форме стюардессы. Она игриво смотрит в камеру, держа у лица букет фиалок. Стюардессы тогда были особой кастой и не только за свою неземную красоту. Вот диалог американского журналиста и стюардессы Аэрофлота: «Какой у вас разрез на юбке! Куда он ведет?» «Как куда, в космос». «А можно запустить туда спутник?» «Конечно, можно, но только американский спутник слишком мал и быстро падает. Я знаю, как они у вас сгорают в атмосфере…»
История в плакатах Аэрофлота, это почти вековая история нашей страны, это яркие эпизоды становления авиации, это расцвет графики, это красивые лица, это позитивные эмоции. Организатор выставки PR-агентство «Проект Медиа» собрало экспозицию из более 60 плакатов. Многие из них сохранились в архивах в единственном экземпляре. Плакаты сопровождаются кратким описанием наиболее ярких событий того времени.
Экспонаты предоставлены Российской государственной библиотекой, Российским государственном архивом социально-политической истории, Музеем «Аэрофлота», художественным фондом «Новая галерея», издательством «Контакт-Культура».
Лев Кошляков, заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»: «Для коммерческой компании любого масштаба и возраста не вполне привычно, но очень почетно стать предметом художественной выставки, объектом исторического и эстетического исследования. Задумывая организацию этой выставки к 85-летию Аэрофлота, мы не ожидали, что поиск и систематизация рекламных плакатов, связанных с историей российской авиации, позволит не только вспомнить забытые факты и даты, но погрузиться в художественный материал, создающий настоящий «авиационный карнавал».
Нина Бабурина, искусствовед, научный работник Российской государственной библиотеки, эксперт по плакатной графике советского периода: «На выставке, посвященной истории Аэрофлота, собраны разные материалы, но ее главными экспонатами являются политические и рекламные плакаты. Плакат – один из самых мобильных и политизированных жанров изобразительного искусства. Произведения, посвященные «крыльям Родины» и расположенные в хронологической последовательности, дают представление и об основных вехах развития этого интереснейшего жанра художественной пропаганды, о ярком проявлении в нем принципов конструктивизма и фотомонтажа, социалистического реализма и максимализма перестройки».
Выставка состоится в Государственном центральном музее современной истории России (бывший Музей революции) с 7 по 24 февраля 2008 года.
Организатор выставки ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» и PR-агентство «Проект Медиа».
Информационные спонсоры: Еженедельный журнал «Огонек», московское информационное радио «Сити-FM», «3 канал», портал деловых новостей «DP.RU», общенациональная ежедневная газета «Известия», информационное агентство в сфере авиации «АвиаПорт», ежемесячный деловой журнал «Большой бизнес».