Выставка познакомит зрителей с традицией изображения жизни Будды в храмовой росписи Мьянмы. Около ста большеформатных фотографий позволят проследить эволюцию стилей культовой живописи XII-XIX вв. на примере ключевых эпизодов из жизнеописания основателя буддизма – от рождения до нирваны. Автор снимков - доцент кафедры истории Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ Алексей Кириченко.
Жизнь Сиддхартхи Гаутамы традиционно считается важнейшей темой в культуре Мьянмы. Трудно найти хотя бы один вид искусства, в котором не воплотились бы истории о Великом Пробужденном. Однако особое место среди них занимают изображения, украшавшие интерьеры буддийских сооружений, а также ограждающие их стены и ворота.
Храмовая роспись не была функционально необходима – буддийский культ не требовал ее наличия. Тем не менее состоятельные патроны стремились украсить построенные на их средства сооружения росписями, рельефами или изваяниями – таким образом воздав почтение Будде.
С XII по ХХ вв. в районах Центральной и Верхней Мьянмы был создан колоссальный корпус памятников буддийского искусства, насчитывающий десятки тысяч ступ и храмов, миллионы скульптурных, живописных и декоративных изображений. Однако из-за плохой сохранности многие мьянманские памятники мало известны и почти не изучены.
Выставка в Музее Востока поможет запечатлеть ускользающую историю буддийского искусства Мьянмы. Фотографии расскажут о динамичном развитии храмовой росписи на протяжении всего второго тысячелетия – от влияния Индии и Китая до проникновения европейской культуры. Среда, в которую помещается Будда, постоянно «модернизируется». Так, в XVII в. рядом с Буддой появляются ружья, португальцы и индийские мусульмане, а на рубеже XIX–ХХ вв. пароходы, поезда и даже автомобили.
Экспозиция будет дополнена образцами буддийских рукописей, произведениями лакового искусства и художественным шитьем из собрания ГМВ.