С 25 июля по 24 августа 2014 года в Тольяттинском художественном музее пройдет выставка Николая Климушкина "Глубина русской глубинки", художника из Северной столицы, выпускника графического факультета Санкт-Петербургского государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Художник начал свой творческий путь в середине 1980-х годов с работы в экспериментальной литографской мастерской им. Н. А. Тырсы при Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Используя выразительные возможности литографии, молодой график следовал лучшим традициям мастеров ленинградского эстампа - Н. Тырсы, В. Конашевича, Г. Верейского, Ю. Васнецова, Б. Ермолаева, В. Матюх, А. Якобсон. В ранних работах художника можно заметить влияние К. Малевича и Н. Гончаровой, но в то же время выбор сюжетов, их трактовка, уже говорили о творческой самостоятельности художника.
Основная тема творчества Николая Климушкина - жизнь и судьба человека русской глубинки. Над своей «Русской серией» он работает на протяжении всей жизни. Интерес к фольклорным мотивам, проявившийся с юности, словно тонкий ручеек превратился в полноводную реку образов, в которых тесно переплелись персонажи славянской мифологии и современные обитатели небольших русских городков и деревень. Особая тяга художника, родившегося и выросшего на Волге, к жизни русской провинции, ее глубокое осмысление выливаются в выразительные композиции, полные сочувствия к персонажам и легкой добродушной иронии. Одушевление природы, свойственное народному мифологическому сознанию, непосредственность выражения чувств роднит эти произведениями с крестьянским искусством. Образы народного искусства, олицетворяющие добро и зло, придают сюжетам вневременной характер и символический смысл. Художник использует мифологический язык для выражения своего мировоззрения, своих этических идеалов. Он населяет свои полотна персонажами, олицетворяющими доброе и злое начало.
Поездка в 2000 году на Север, в Карелию и Каргополье, вдохновила художника на создание нового цикла - «Северные мотивы». Строгость и первобытность форм произведений мастеров народного декоративно прикладного искусства, аскетичность северной архитектуры, необычность церковных песнопений, поразившие художника, нашли свое воплощение в работах этого цикла.
Мотивы северного народного искусства, выполненные зачастую в пастели, воссоздают суровый дух северной природы и атмосферу незыблемости жизненного уклада. Работы этой серии обычно сдержаны в колорите, графичны и геометричны, словно древняя резьба. Предпочтения художника отдаются холодной, серебристо-голубоватой гамме, напоминающей о расписных «небесах» в северных деревянных храмах. Большинство композиций симметричны, уравновешенны. В произведениях этого цикла художник создает загадочный и поэтически-возвышенный образ Русского Севера.
Творчество Николая Климушкина, истоками своими уходящее в народное искусство с его искренностью и непосредственностью и русскую икону с ее духовностью и символическим языком, - это обостренное философское размышление над вечными темами жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла. В нем произошел уникальный сплав художественных традиций народного и профессионального искусства, преломленный через мироощущение современного художника. Созданный им мир образов построен на глубокой вере в уникальность и самобытность русской культуры.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.