Среди картин представленных на выставке «Крымские истории» работа Юлии Горяной выделяется особым поэтическим настроением: вековая сосна, распростершая свои ветви-крылья и парящая прямо над обрывом, как будто приглашает зрителя в сказку крымского южного вечера, наполненного терпкими ароматами, чуть заметным дуновением ветра и таинственной тишиной…
Впечатление усиливает обрамляющая картину рама, выполненная из натурального дерева с проявленной фактурой и темной тонировкой. Она усиливает ощущение близости к природе и является окном в другую реальность, созданную художником.
В течение нескольких лет Юлия Горяная вместе со своим мужем художником Дмитрием Костылевым изъездили практически все крымское побережье – какие-то места посещали в качестве туристов, во многих писали этюды.
Одно из таких мест — плато горы Ай-Петри, с которого открывается масштабная панорама от Аю-Дага до Симеиза. Облака здесь клубятся прямо под ногами, иногда поднимаясь выше и покрывая плоскую вершину горы туманом.
В одну из поездок был написан небольшой этюд, главным героем которого стала растущая на плато трехсотлетняя сосна, которую местные жители за широко раскинутые ветви прозвали «сосна-самолет». Она растет над самой пропастью и имеет очень причудливый рисунок ветвей – они извиваются во все стороны, а маленькие побеги хвои тянутся вверх перпендикулярно ветвям.
Уже дома в Москве Юлия Горяная задумала увеличить этюд, превратить его в картину. Она сделала несколько композиционных эскизов, картон в цвете, а затем начала работать непосредственно над холстом.
«Работать было сложно», – вспоминает Юлия – «Материал был скудный – один этюд размером с ладонь. При искусственном освещении мастерской было очень непросто передать тончайший колорит сумеречного состояния. В то время я пыталась найти «подсказку» у своих любимых мастеров пейзажа, особенно у Аполлинария Васнецова. Меня вдохновляли такие его картины, как «Байдарские ворота», «Сумерки», «Элегия».
Чтобы создать ощущение таинственности и нетронутости горной природы Ай-Петри, я добавила нескольких черных воронов, которых там действительно можно наблюдать, и камни на переднем плане. На самом деле этих камней там нет, но без них первый план был бы пустым и скучным. Сумеречное состояние, на мой взгляд, лучше всего подходит к такому сюжету. Я вообще люблю закатные сумерки, переживание какой-то лирической светлой грусти. Захотелось, чтобы зритель это почувствовал, но чтобы это чувство не подавляло его, а настраивало на поэтический лад...»
На иллюстрации: Юлия Горяная, «Сумерки на Ай-Петри», 2009 г., холст, масло, 80х120 см