10 марта в питерской галерее современного искусства Эрарта закончилась выставка известного фотохудожника Валентина Самарина. Партнером выставки, по уже доброй традиции, стала компания «Кубань-Вино», угощавшая гостей открытия выставки игристыми винами торговой марки «Шато Тамань.
На протяжении более 40 лет Самарин разрабатывает свой творческий метод SANKI. По определению автора, SANKI — это «таинство старой серебряной фотографии, метаморфозы энергетических проекций, невидимых в обыкновенной фотографии, метафизика невидимых проекций Света и Тени спиритуального мира человека, его страстей». Само слово sanki, в свою очередь, отсылает к древнекитайской философии.
Биография Валентина Самарина впечатляет. Фотограф, художник, метафизик, активный участник ленинградской андеграундной культуры, он преследовался КГБ и был вынужден покинуть СССР в 1981 году. Несколько десятилетий жил в Париже, где дружил с Алексеем Хвостенко и Натальей Медведевой, снимал, устраивал перформансы и был своим человеком в космополитической художественной среде местных сквотов. Он успел застать русский Париж, еще не захлестнутый волной постперестроечной эмиграции. Как и прежде, основными темами работ Самарина были культурная среда и ее герои, балет, метафизическое присутствие, «пространство световых перемещений». В его — субъективный — объектив попадают Дина Верни, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Иосиф Бродский, Майя Плисецкая, Василий Ситников и, конечно, Алексей Хвостенко и Наталья Медведева. В 90-е годы работы Валентина Самарина начинают возвращаться в Россию. Валерий Вальран организует его первые выставки в Москве и Петербурге. Но лишь несколько лет назад Самарину вернули российское гражданство, и теперь большую часть года он проводит в родном Петербурге.
Возвращение художника в Россию ознаменовалось целым рядом крупных выставок, включая экспозиции в Русском музее и Московском музее современного искусства. В свои 86 лет Валентин Самарин сохраняет удивительную энергию и продолжает активно работать. На выставке в Эрарте представлены работы автора разных периодов: ленинградские 70-х годов, парижские и петербургские — последних лет.