Свердловская музкомедия в очередной раз «замахнулась» на мировую премьеру. На этот раз литературным первоисточником стала повесть Александра Куприна «Яма». Постановочная группа «Ямы» – режиссер – Нина Чусова (Москва), художник – Павел Каплевич (Москва), композитор – Сергей Дрезнин (Париж).
«Яма» Свердловской музкомедии
«Яма» – это последнее крупное произведение великого русского писателя Александра Куприна. В нем автор рассказывает об обитателях публичного дома начала 20 века. В предисловии повести в место эпиграфа слова автора - «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству.» «В нашем спектакле нет ничего безнравственного и неприличного», – говорит режиссер-постановщик Нина Чусова. Больше года режиссер искала художественный прием спектакля, через который были бы оправданы рискованность и раскованность сюжета. И нашла, предложив подчеркнуть «кабаретную», игровую природу происходящего на сцене, но не теряя драматическую интонацию спектакля. Несомненно, такой прием оправдан: кабаре - это женщины, а именно их судьбы, их истории интересуют режиссера. Сценические женские образы а ля «Тулуз-Лотрек» с яркими париками, от фиолетового до рыжего, чулками в сетку и откровенными корсажами, гармонично рифмуются с темой кабаре. Однако нарочитая театральность, распущенность, вульгарность – это только одна сторона жизни всех главных героинь. По другую сторону – любовь, надежда, доверие, материнство…
«Не нужно искать «Яму» Куприна в нашем спектакле» – предупреждает Чусова. «Я готова к тому, что многие будут говорить: «Это не Куприн». Да, это не Куприн, это размышления автора либретто Михаила Бартенева на тему «Ямы» Куприна. Это история не про публичный дом и его обитателей. Это размышления о том, что бывает, когда нет любви, как опасна женщина без любви, о том, что без любви – полная яма».
Костюмы и декорации
Визуальный образ спектакля – это гигантская решетка, которая займет всю заднюю часть сцены, – предложил художник-постановщик мюзикла Павел Каплевич (лауреат премии «Золотая маска» за костюмы к спектаклю «Екатерина Великая»). Общий вес декораций почти 1.5 тонны – 2 большие четырехметровые лестницы, которые обрамляют сцену, три решетки, одна из которых 6 метров в высоту, а весом более 600 килограмм. Жизнь в клетке, за забором, за изгородью, такое визуальное разделение на «здесь и там», на «мы и они», как нельзя более ясно подчеркивает дуализм мира. Двойственная природа усилена фантазийными костюмами, которые переходят один в другой, меняются и трансформируются прямо на глазах. Для спектакля их сшито более 300, из самых разных материалов - от меха до бумаги,
Музыка
Композитор мюзикла «Яма» – русский француз Сергей Дрезнин. Автор мюзиклов и музыкальных спектаклей, поставленных на сценах театров Вены, Берлина, Москвы, Зальцбурга, Нью-Йорка и других городов. Как и в «Екатерине Великой», мюзиклу «Яма» не избежать стопроцентных хитов. Стилистический джаз, рок, баллады, романсы, номера в стиле кабаре – композитор создал яркую и образную музыку, с которой актерам очень легко работать. Главным героиням можно выстраивать свой сценический образ, опираясь на музыкальную партитуру, она подсказывает и выводит на нужные интонации, характер, вокальную манеру и эмоции.
Немое кино в спектакле
Для мюзикла «Яма» потребовался мини-фильм! Режиссер Нина Чусова решила в одном спектакле соединить два жанра – мюзикл и немое кино. Сценическая фактура спектакля «Яма» - кабаре и кино эпохи Веры Холодной.
Артисты
В спектакле «Яма» занята большая часть труппы театра, артисты хора, балета и конечно оркестра. В спектакле заняты ведущие солисты театра.