23 мая, в субботу, клуб «Код», учрежденный фондом «Русская скрипка» при поддержке партии «Правое дело», проведет вторую встречу цикла «Отражение русских войн 19-21 в.в. в искусстве» в «Доме Лосева» на Арбате.
В течение время всего вечера студенты Театрального института им. Бориса Щукина будут показывать фрагменты своих спектаклей на тему Великой отечественной войны между дискуссиями экспертов. Этот уникальный симбиоз – разговора на историко-научные темы и театрального действа, – еще ни разу не был явлен в культурной жизни столицы, и, можно сказать, все посетители встречи клуба в каком-то смысле будут участниками мировой премьеры подобного формата.
Основной темой вечера станет отражение дум и чаяний народа, переживающего войну, в искусстве – и судьба культурных ценностей во время подобного рода катастроф. Там, где рвутся снаряды и погибают люди, ценности культуры вдвойне беззащитны – вспомним, хотя бы, разграбление музеев Каира во время известных событий последнего времени. А что происходит на территориях, подконтрольных Исламскому Государству? Что – на восточной Украине? Сколько уничтожено артефактов, о которых мы и не узнаем никогда? Мы живем так, словно ничего до нас не было − и ничего после нас не будет. Как мотыльки-поденки.
Но история нас учит – и, если внимательно слушать эти уроки, можно понять, как не стать Иванами, родства не помнящими. Вот 1942 год. Ещё непонятен был исход войны и страх сковывал сердца, а в Москве и Ленинграде прошли художественные выставки. Именно в этом году Павел Корин написал свой знаменитый образ Александра Невского – с мечом, в боевых доспехах и с пронзительным, уверенным взором. А в 1943 году известный баталист М. Авилов создал поразительное по своей яркости полотно «Поединок Пересвета с Челубеем». Продолжала работать и индустрия кино: всем известны названия фильмов «Свинарка и пастух», «Александр Невский» и другие. Создавались сотни музыкальных и литературных произведений – и они сразу шли в народ, становились частью репертура артистических бригад, которых за время войны было сформировано более четырех тысяч. «Землянка», «Катюша», «Синий платочек», − до сих пор эти строки поются с любовью и сопереживанием, с благодарностью тем, кто их создал и кто пел их в перерывах между боями. Ленинград, переживший страшное время блокады, оставил не только память о горе − остались в сердцах людей стихи О. Берггольц, А. Ахматовой, звуки «Ленинградской» симфонии Шостаковича…
Пока звучат строки и звуки того времени, рассматриваются плакаты и картины, − память жива.
Экспертами выступят:
• Мигай Антон Григорьевич, историк, научный сотрудник Российского военно-исторического общества;
• Нестеренко Лариса Николаевна, МГГУ им.Шолохова, факультет языка и коммуникаций.