20 апреля в Московском театре «Кураж» состоится премьера спектакля «Трибунал» по одноименной пьесе Владимира Войновича, в постановке Владимира Мирзоева.
В ноябре 2013 года известный русский писатель, поэт и публицист, автор романов «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва-2042» и других произведений, представил в Центральном Доме Актера новую версию своей знаменитой «судебной комедии». Обновленный «Трибунал» — фактически новая пьеса под тем же названием. Ее первый вариант, опубликованный в 1985 году в Лондоне, — едкая сатира на судебный процесс над советским обывателем, волею органов правосудия ставшим «диссидентом». В 1989 году пьеса была опубликована в СССР и тогда же поставлена. В 2013 году писатель создал ее новый вариант. Он также посвящен суду и судебной систе-ме, но место действия – современная Россия, в которой действительность фантастичнее любого вымысла.
В центре действия — все тот же обыватель, случайный театральный зритель, неожиданно ставший обвиняемым на судебном процессе, который на этот раз превращает его в оппо-зиционера. Вместо инженера НИИ перед нами сотрудник коммерческой фирмы вместо «вражеских голосов» — интернет-блоги и агенты госдепа, вместо «героев» советского времени, приближенных к власти Ученого, Писателя и Поэта, — «герои» новой эпохи: Депутат, Священник. В тексте узнаются приметы недавних громких судебных процессов. Неизменным остается движение маховика власти, творящей беззаконие, для которой «не-виновность еще не повод для оправдания». Так же, как и раньше, в этой власти имеются беспринципные «хамелеоны» и соглашатели, готовые в любой момент примкнуть в по-бедители. «Фантастический реализм» Войновича, в котором при отсутствии конкретики легко узнать прототипы, едкая сатира, восходящая к традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Платонова и Булгакова, на этот раз соприкасаются с темами предельно акту-альными, еще не сошедшими с экранов телевизоров и газетных полос. Новый акцент сде-лан на перерождении людей во власти. Финал пьесы изменен: будучи оправданным под давлением общественности, новоявленный оппозиционер сам захватывает власть и уже-сточает существующие порядки. Все возвращается на круги своя…
«Наше общество так и не вышло из круга проблем, которыми оно было обременено в со-ветский период. Те щи, которые мы сейчас расхлебываем, — это советские щи. \»Люди, которые определяют сегодня жизнь общества и страны — это люди с советской мен-тальностью, с советской травмой, со взглядами, которые характеры для советских си-ловиков\», — считает постановщик спектакля, театральный и кинорежиссер Владимир Мирзоев, известный своими злободневными версиями Шекспира, Мольера, Гоголя, Гом-бровича на сцене нескольких московских театров. Режиссер с яркой и определенной об-щественной позицией, недавно снявший «Бориса Годунова» в современных декорациях, подчеркнув вневременной характер проблемы Человека во власти. Так же, как и в «Году-нове», актуализация смыслов в «Трибунале» выводит тему на обобщающий уровень. Не изменяя пессимистического финала пьесы, «дурной бесконечности», режиссер уверен в будущих положительных изменениях в обществе: «Я с оптимизмом смотрю в „послезав-тра“и надеюсь, что нам удастся этот круг разомкнуть и все-таки превратить его в спираль».
Злободневность пьесы Войновича определила место ее постановки — не государствен-ный, а частный театр. «Задача театра — выводить зрителя из состояния комфорта. \» Если вы пришли вечером в театр, и вам там условно не „дали по морде “, то вы зря по-тратили время\», — считает художественный руководитель Московского театра «Кураж» Михаил Долоко. — Художник не может не откликаться на то, что происходит. Это можно сделать и при помощи смеха, но вас обязательно должно немножечко „ударить “». Новая постановка развивает традиции театра «Кураж», в репертуаре которого — ори-гинальные версии Мольера, Грибоедова, Лунари, своего рода комедии dell arte в совре-менном духе. В спектакле «Трибунал» заняты артисты театра «Кураж», а также известный киноактер Леонид Громов, сыгравший одну из ведущих ролей в фильме Владимира Мир-зоева «Борис Годунов».
Специфика театрального пространства (театр «Кураж» занимает часть цокольного этажа ТЦ «Атриум») стала поводом для поисков нестандартного сценического решения, кото-рое может стать сюрпризом для зрителя. Сценографией и костюмами занимается извест-ный «альтернативный» художник Сергей Тырышкин, работавший с Юрием Любимовым и Сергеем Курёхиным, создавший в 1990 году в Москве «Вольное поселение художни-ков» (ликвидировано в 1997), участие в работе которого принимал и Владимир Войно-вич.
Автор: Владимир Войнович
Режиссер: Владимир Мирзоев
Художник: Сергей Тырышкин
В ролях: Михаил Долоко, Александр Курицын, Екатерина Радионова, Евгения Нович-кова, Радмила Шагидуллина, Василий Слинкин, Тимур Бурин, Анна Шершнева, Ирина Красовская, Павел Фартуков, Анна Пупкова, Сергей Ефремов, Сергей Глушков и др.