22 августа 2015 года, 17:00
Фатима Лафишева (барочная скрипка)
Мария Лесовиченко (орган)
И. Альбертини Соната для скрипки и basso continuo ре минор
Я. Свелинк Хроматическая фантазия
С. Шейдт «Эхо»
Дж. Стэнли Voluntary фа мажор, op.7
Г. Гендель Соната для скрипки и basso continuo соль минор
И.С. Бах Токката и фуга фа мажор BWV 540
Cарабанда и жига из Партиты для скрипки соло ре минор
Cоната для скрипки и basso continuo до минор
На одном из заключительных концертов фестиваля «Органные вечера в Кусково» можно услышать редкий музыкальный инструмент — барочную скрипку. Она отличается от со-временной не только деталями конструкции, но и более мягким звучанием натуральных струн. Ведущая российская исполнительница на барочной скрипке Фатима Лафишева и органистка Мария Лесовиченко представят сочинения композиторов эпохи Барокко, начи-ная с самых ранних ее представителей и заканчивая венчающими эпоху шедеврами Иоган-на Себастьяна Баха.
Большинство музыкальных жанров, достигших кульминации в наследии Баха, развивалось в творчестве его предшественников — ведущих композиторов Германии, Голландии, Ан-глии, Италии. Среди них — «голландский Бах» Ян Питерсзон Свелинк, оказавший огром-ное влияние на развитие музыки в Голландии и северной Германии начала XVII века. Во времена Реформации лютеранская служба не нуждалась в постоянном сопровождении ор-гана, и органист стал выходить на свободный, внелитургический концертный путь. Све-линк был одним из первых концертирующих органистов, а также создателем новых, сво-бодных органных форм — например, эхо-фантазии. Примером такой формы является пьеса «Эхо» Самуэля Шейдта, ученика Свелинка, основоположника северонемецкой органной школы. Англичанин Джон Стэнли, несмотря слепоту в результате несчастного случая, всю жизнь работал органистом и создал большое количество музыки — в том числе в свобод-ном, импровизационном жанре «волюнтари». Современник Баха, знаменитый Георг Фри-дрих Гендель, был известен не только своими операми и ораториями, но и камерной музы-кой: ему принадлежит несколько сборников скрипичных и трио-сонат. Откроет концерт сочинение итальянского скрипача композитора Игнацио Альбертини, известного своим единственным циклом из двенадцати виртуозных скрипичных сонат.
Венчают концертную программу три произведения Иоганна Себастьяна Баха, в различных жанрах, «подготовленных» его предшественниками: органный полифонический цикл, сю-ита для скрипки соло и соната для скрипки и цифрованного баса.