Ни один сезон МГАСО и Павла Когана не проходит без музыки Шостаковича, и наступающий не станет исключением. В день рождения мастера прозвучат две знаковые симфонии в творчестве композитора. Первая – самая ранняя – с нею полагалось окончить консерваторский композиторский курс. Пятнадцатая – самая последняя – воплощение виртуозности симфонического искусства.
Вместе с оркестром слушателям предстоит совершить увлекательное путешествие по мосту времени, пролегающему от полной беззаботности первой симфонии к высочайшему просветлению духа в финале пятнадцатой.
Симфония № 1 была написана Шостаковичем в 19 лет. Она стала дипломной работой композитора, великолепным и многообещающим дебютом, а также принесла ему мировую славу. Причины фантастического успеха сочинения в ярко-конкретной образности, в «понятности» широкому слушателю. Критики единодушно характери¬зовали Первую симфонию как сочинение легкое, светлое, остроумное, проникнутое жизнерадостностью и юмором, лишенное глубоких драматических коллизий. Сего¬дня же мы ясно видим в ней и трагедийные черты, и индивидуаль¬ную самобытность облика. С Первой симфонией случилось то, что нередко случается с выдающимися произведениями искус¬ства: со временем слушателю открылись в ней новые грани и прежде не замеченные глубины.
Симфония № 15 – одна из самых сложных и совершенных в творческом наследии композитора. Недаром сам маэстро определял концепцию этой симфонии как «жизнь на грани гротеска и личная судьба». Контрасты начала и конца человеческой жизни, небытия и бессмертия раскрываются в четырёх частях симфонии в предельно резких столкновениях картин беззаботного детства и похоронного шествия, безжизненного ирреального вихря и заключительного «прощального» философского эпилога «от автора». Мягкий переход от перестука кастаньет, малого барабана и там-тамов к звону колокольчиков на фоне таинственного звука скрипок. Засыпание с улыбкой на лице и полное смирение.
Московский государственный академический симфонический оркестр – один из старейших симфонических оркестров России, основан в 1943 году. Мировую известность коллектив приобрел под управлением Павла Когана, возглавляющего МГАСО с 1989 года. За этот период оркестр выступал более чем в пятидесяти странах мира. Коллектив ежегодно дает концерты в Большом зале Московской Консерватории и Концертном зале им. П.И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов, выступает в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича и на сценах других городов России, а также проводит турне за рубежом.
Павел Коган – выдающийся дирижер современности, входит в мировую 10-ку лучших дирижеров XX века по рейтингу Classical TV. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, действительный член Российской академии искусств, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, кавалер Ордена Дружбы, офицер Ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция) и других российских и международных наград.
Большой зал Московской консерватории – один из самых известных концертных залов мира. Прекрасное оформление, удобное расположение и – самое главное для музыкантов – великолепная акустика снискали ему заслуженную славу лучшей концертной площадки Москвы и России. Его торжественное открытие состоялось 7 (20) апреля 1901 г.