«Детство Иисуса» Дж.М.Кутзее, писателя-нобелевского лауреата и единственного в мире дважды лауреата премии «Букер», западные обозреватели уже назвали мистическим и лучшим романом автора с 1999 года. Это роман-загадка, шарада. Например, даже имя «Иисус» в нем не упоминается ни разу. Сам автор сказал: «Я хотел бы надеяться, что книга появится с белой обложкой и чистым титульным листом, и только, прочитав последнюю страницу, читатель увидел бы название: Детство Иисуса.» Отгадки Кутзее разбросал по всему тексту романа в испанских словах, именах, которые надо переводить с испанского или иврита, в любой мелкой детали, а также цитатах из «Дон-Кихота».
Совершенно очевидно, почему в книге ни разу не упоминается имя Иисуса. Потому что «Детство Иисуса» - это роман о том, что любой человек, а особенно человек, отличающийся яркой индивидуальностью и способный к дон-кихотовским подвигам (что очень важно в современном мире) – божественен. И эту божественность надо ему оберегать. Его имя может быть любым (все, прибывающие в новую землю в романе, получают новые имена).
«Описывая слабости и недостатки людей, писатель обнаруживает божественную искру в человеческом существе", так охарактеризовал Кутзее Нобелевский комитет, объясняя, за что писателю была присуждена Нобелевская премия в 2003 году. Это определение абсолютно применимо и к данному роману. «Это прекрасная, волнующая мистическая книга. Я собираюсь в будущем перечесть ее еще раз, поскольку чувствую, что, как и все лучшие вещи (работы) Кутзее, она будет открывать все больше и больше с каждым новым прочтением.» - написал книжный обозреватель Matthew Cheney, Доктор Литературы Университета Хэмпшира, США.
«Детство Иисуса» - это художественная, самодостаточная конструкция, создающая вероятный мир, в который можно поверить. Он не требует доказательств, убеждения или освоения. Он является теологическим и философским мифом, исполненным с блеском, мощью и остроумием.» - написал Andrew Riemer, Sidney Morning Herald's chief book reviewer, Австралия