Специалисты сохраняют всемирные культурно-исторические ценности в цифровом формате для следующих поколений, но защита данных от повреждения — непростая задача.
Статья журналиста Джейсона Дина (Jason Deign).
Трагическое разрушение храма Баалшамина привлекло внимание к роли цифровых носителей в сохранении ценностей, которым угрожает опасность исчезновения. Организации, занимающиеся оцифровкой объектов культурного наследия, сталкиваются с чрезвычайно сложной задачей — обеспечить вечную сохранность своих записей в электронном виде. Вице-президент Google Винт Серф (Vint Cerf), которого считают отцом Интернета, в феврале прошлого года предупредил о возможности наступления цифровых «темных веков», если старые записи станут нечитаемыми: «Может так случиться, что если даже мы соберем обширные архивы цифрового контента, мы можем и не узнать, что именно храним».
Свои опасения он высказал до получившего широкий резонанс взрыва террористами ИГИЛ храма Баалшамина в Пальмире, который относился к объектам всемирного наследия в Сирии. Это событие подтолкнуло археологов к сбору данных о других объектах, которым угрожает опасность.
База данных миллиона изображений (Million Image Database), составляемая оксфордским институтом цифровой археологии, призвана создать электронные модели древних памятников с использованием 3D-фотографий. Данный проект — лишь одна из массы инициатив по сохранению крупных объектов нашего культурно-исторического наследия в цифровом формате.
Тем не менее, храм Баалшамина простоял 1900 лет, пока не был разрушен. Какова надежда на то, что копии этой и других ценностей смогут бесконечно храниться на носителях, которые существуют всего лишь пару десятилетий?
Для начала, говорит Джон Тилбери (Jon Tilbury), генеральный директор компании Preservica, занимающейся цифровой сохранностью, не стоит ожидать, что материалы будут существовать в традиционных онлайн-системах, таких как электронная почта: «Их задача — не сохранять, а менять вещи. Если вы хотите сохранить вещи надолго, то с данными связано множество рисков».
Наиболее очевидный из них — цифровой сбой. Тилбери отмечает, что современные ноутбуки почти наверняка через 30 лет работать не будут. То же самое относится к серверам, если не обеспечить надлежащее резервирование. Компакт-диски, средний срок службы которых составляет 10 лет, тоже не годятся.
Другая проблема, на которую обратил внимание Винт Серф, заключается в том, что даже если удастся сохранить данные, со временем их формат может стать недоступным: «Форматы цифровых файлов становятся нечитаемыми с пугающей скоростью».
Специализированные системы цифровой сохранности преодолевают обе проблемы, копируя данные в безопасное место, классифицируя контент, а также обновляя копии в читаемый формат или ведя отдельный архив всех соответствующих программ чтения. Это, в свою очередь, создает еще одну проблему, так как уровни данных в проектах сохранения могут нарастать очень быстро. Например, компания Preservica вместе с Церковью Иисуса Христа Святых последних дней работает над проектом семейной истории (FamilySearch). Этот генеалогический ресурс хранит 10 петабайт сканированного контента с высоким разрешением, что в пять раз больше информации, находящейся во всех научно-исследовательских библиотеках Америки.
Цифровые архивисты очень избирательны при составлении архивов. При работе с изначально цифровыми материалами (т.е. теми, которые изначально были созданы в цифровом виде), в архив попадает только около 1 % потенциальных объектов.
Для сокращения расходов архивные компании хранят оригиналы на недорогих носителях и публикуют копии с низким разрешением на более быстрых и дорогих файловых серверах. Preservica использует хранилище Amazon Glacier и сервис Simple Storage Service (S3). Сервис S3 рассчитан на долгий срок, в нем предусмотрены функции резервирования и самовосстановления. Предоставление культурно-исторических данных на такой платформе не только помогает сохранить их, но и делает данные доступными для более широкой аудитории в интерактивной форме.
Компания Dassault Systèmes воссоздала в цифровом виде Великие пирамиды, предоставив пользователям возможность изучать эти памятники так, как было бы невозможно в реальных условиях. Вице-президент компании по стратегии и инновациям Мехди Таюуби (Mehdi Tayoubi) говорит: «Такие проекты позволяют специалистам и просто любопытствующим использовать контент как образовательный ресурс». По его мнению, применение передовых технологий «открывает новые возможности для знакомства с нашим культурно-историческим наследием и его изучения».
Но по-прежнему остается без ответа вопрос, поможет ли человеческая изобретательность исторически значимым объектам сохраниться в цифровом формате столько же, сколько некоторые из них существуют в реальном мире. Учитывая гибкость нынешних технологий и заботу архивистов, Джон Тилбери настроен оптимистически. При этом он признает риски, связанные с любой формой хранения. «Первое, что нам показали в Национальном архиве США, когда мы только начали сотрудничать с ним, была «Книга Страшного суда», датируемая 1085 годом, — рассказывает Тилбери. — Нам сказали: “Это копия”. А вы сможете прочесть свои файлы через 900 лет? Поневоле задумаешься...».