Преемственность загадочности.
Русская репа вместо Бельгийского яблока
Между Омском и Бельгией 5264 километра. Между Рене Магриттом и Александром Кузовковым годы истории, хроника, биографии и мировые потрясения. Между холстом и фотографией глобальная культурная и технологическая революция. К чему всё это? И что же здесь общего? Очень просто. Всё выше сказанное объединил фотопроект "Отражение Рене" – новая интеллектуальная провокация.
Как говорил сам Рене Магритт, его цель - заставить зрителя задуматься. "Отражение Рене" преследует эту же идею. Намеренный аскетизм и лаконичность образов выводит на первый план символы. Разгадывание загадок не только тренирует мозг, но и приводит к осознанности. Когда человек пристально смотрит на что-то - он практически медитирует, он здесь и сейчас. Смотреть, конечно, можно на что угодное, даже в телевизор, но лучше при этом приобщаться к прекрасному. Работы Магритта и Кузовкова соединяются через годы в единый арт- объект, одно не может существовать без другого. Думаете Рене сможет без Александра? Уже нет, потому что "Отражение" -это переосмысление старого, а, следовательно, попытка новой жизни для картин. Александр создал своеобразный гимн великому сюрреалисту.
Проект также примечателен тем, что дарит радость узнавания, самое искреннее и светлое человеческое чувство. Ты смотришь на фотографию и в мозгу начинает свербеть: " Ты уже видел это! Ты знаешь! Вспоминай!". Межкультурные связи и преемственность поколений - это важные вещи для современного искусства. ведь многие думают, что классиков можно сбросить с корабля современности. Но таким образом мы лишим себя радости узнавания. Зачем же нам обделять себя так?
Отдельно стоит поговорить о названиях работ. Этому Магритт уделял особое значение - они "нить Ариадны" для зрителя, они позволяют увидеть ослепительный блеск смысла на выходе из пугающего лабиринта. Александр в свою очередь перенимает эстафету у своего предшественника и переосмысливает имена картин. "Сын человеческий" превратился в "Сына Сибири", "Влюбленные" приобрели больше смыслов, "Запрещенная репродукция" поменяла гендерную принадлежность . Александр также как и Рене дарит нам предпосылки, а выводы мы должны уже сделать сами. В этом главная цель "магического реализма", приверженцем которого был Магритт и к которому приобщился Александр. Они оба создали парадоксы, а последующие выводы оставили зрителю.
Картина - "Сын человеческий" 1964 года, стала настоящим шедевром, породила множество обсуждений, копий и интерпретаций. Магритт писал эту картину как автопортрет. "Сын Сибири" - ещё одна попытка "перерисовать" классика. Яблоко - символ искушений, превратилось в репу. Здесь можно пораскинуть мозгами. Ведь репа - это не только наш традиционный корнеплод, завсегдатай сказок, но и знак. Тут уж насколько у каждого хватит знаний мировой культуры. Репа уже в скандинавской мифологии являлась, символом отделенной от тела головы. Именно репу, а не тыкву, подбрасывали соседям под дверь в Ночь Всех Святых, чтобы испугать, а может, и напротив, привлечь, нечистую силу. Распространение картофеля на Руси происходило именно во времена искоренения всего исконного и славянского в пользу заморского и чужеродного, репа надолго исчезла из нашего рациона. Является ли она здесь символом заброшенности и отсталости, или всё-таки представляется как добрая кормилица, у которой съедобны и вершки и корешки? Вместо узнаваемого котелка и бизнесменского костюмчика на "Сыне Сибири" ушанка и ватник. Деревенский забулдыга перед нами? Или потерянный трудяга - работяга? Вместо моря за его спиной мы видим поля, плодородное или непаханое? И отчего небо над ним такое хмурое и серое.
На эти и многие другие вопросы, каждый должен ответить сам, обратившись к фотографиям Александра, а затем обернувшись на картины Магритта.
Этот проект уже хорош тем, что многие, возможно, впервые узнают кто же он, этот самый Рене.