20.06.2016 09:43
Мероприятия.
Просмотров всего: 4197; сегодня: 1.

Николай Шестопалов – выставка в Русском музее с 23 июня по 5 сентября 2016

На выставке в Строгановском дворце ГРМ – с 23 июня по 5 сентября 2016г. – зрителей ждёт новое крупное открытие: впервые после длительного перерыва будет представлено творчество русского живописца Николая Шестопалова.

Николай Иванович Шестопалов (1875-1954) – ученик Ильи Репина, – получил известность и признание в 1900-1920-е годы. В дореволюционное время Шестопалов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства» и активно работал в сфере сатирической графики. После революции, в 1920-е годы он обращался к историко-революционному жанру и экспонировал свои работы на всех выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР) с момента ее основания.

Среди около 70 экспонатов – из собрания инициатора проекта галереи «Веллум» и из фондов Русского музея, – зритель встретит образы-воспоминания об ушедшей России и её дореволюционном укладе, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX в., иллюстрации из жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны.

Николай Шестопалов получил от официального искусствознания чётко определённое место в истории советского искусства: как признанный иллюстратор, как автор эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Историографы словно забывали об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства», в художественной жизни России во втором десятилетии XX века. Восполнить лакуны в истории отечественного искусства и «вернуть в обращение» имя русского художника первой половины XX столетия и призвана выставка живописи и графики Николая Шестопалова в Русском музее.

В жизни и творчестве Николая Шестопалова ясно прослеживается путь развития русского искусства с конца XIX и до середины XX вв. Крестьянский мальчишка с церковно-приходской школой за плечами занимается в Петербурге на курсах Тенишевой у И.Репина, в студиях И.Мате и Л.Дмитриева-Кавказского, получает навыки академического рисунка, графики и живописи. Вместе с М.Добужинским, Е.Лансере, Д.Кардовским и С.Чехониным он становится одним из основателей журнала «Зритель» (1905). Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционно-реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.

Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В этой атмосфере рождаются типичные «шестопаловские» образы ушедшей России. И даже пейзажи Шестопалова 1920-30гг. не столько отражают суровую советскую действительность, а воссоздают дореволюционный уклад. Художник на протяжении всего творческого пути постоянно обращается к картинкам русской провинции.

Будучи членом АХРР с момента основания организации (1922г.), Шестопалов регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.

Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию «мирискусников» – коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастозно, почти иллюзорно. Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум»: «Крым, Красная Поляна, серебристые виды Средней Азии, – это сюжеты картин Николая Шестопалова, написанные в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIX века, площади провинциальных городков, – быт ушедшей эпохи…».

Сохранились изящные, романтические акварели с изображением фонтанов, татарских саклей и улочек Старого Крыма, словно сошедших со страниц Пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Шестопалов пишет совсем «итальянский» Крым – пейзажи Алупки, Симеиза. Любуется силуэтом героини в просвете стен («Судак», 1915) подобно брюлловскому «Итальянскому полдню». Столь же любовно выписаны пейзажи Кавказа («Красная Поляна», 1921).

Выставка знакомит зрителя с интересным художником, который прошел долгий творческий путь от академического искусства, символизма к созданию картин на темы русского революционного движения и современной истории. И был незаслуженно «забыт», как и многие художники, которые по тем или иным причинам не стали флагманами советского искусства, но оставались верны изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова – самобытного русского и советского художника – займёт достойное место в истории отечественного искусства.

Н.И.Шестопалов – участник более 80 выставок, его работы находятся в фондах Государственного Русского музея, Центрального музея Красной армии, Государственного музея Революции СССР и других музейных собраниях. В рамках выставочного проекта будет издан первый каталог работ художника.

Государственный Русский музей. Строгановский дворец. Санкт-Петербург, Невский проспект, 17

Дни и часы работы: пон, ср, птн, сб, вскр. 10.00 – 18.00. Чтв. 13.00 – 21.00. Вторник – выходной. Билеты: от 150 до 300 руб.

Медиапартнёры проекта: телеканал Санкт-Петербург, газета The Art Newspaper Russia, журналы Where St.Peterburg и St.Peterburg In Your Pocket, порталы Time Out Петербург, Artandhouses, Art1.


Ньюсмейкер: Русский музей — 2 публикации
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...