Музей «Эрарта» в Санкт-Петербурге открыл временную выставку исчезающего жанра – рукописного киноплаката Африки. В основе выставки – коллекция немецкого искусствоведа Вольфганга Петера Стаблера.
Расцвет рукописных киноафиш пришелся на вторую половину XX века. Уже во второй половине 90-х годов прокатчики стали переходить на стандартные типографские афиши — глобализированные и унифицированные. Вслед за Европой и Америкой от рукописных плакатов постепенно отходит и Африка, где киноафиши являются культурным феноменом. Родина африканского киноплаката — Гана, небольшая густонаселенная республика, обремененная 25 миллионами бедняков, транзитом кокаина, добычей золота и алмазов. Техника и стиль киноплаката Ганы не имеют глубоких местных корней. Типичными чертами в работе ганских авторов являются формальное обозначение объемов, поз и жестов, пренебрежение перспективой.
Репертуар видеосалонов «золотой эры» вполне соответствовал тяге местного населения ко всему сверхъестественному. Значительная доля афиш — это минимальная обработка оригинальных, голливудских плакатов. Иногда они дорисовываются так, чтобы простому ганскому человеку «стало понятнее». Например, в афише к фильму «Женщина-кошка» есть все элементы оригинального постера. Но, очевидно, маскарадный латексный костюм на фигуристой даме ни о чем не говорит жителю Ганы, поэтому художник крупно рисует кошачью голову со змеиным языком (змея — атрибут одной из уважаемых богинь). А иногда чуждые местной культуре элементы вообще полностью трансформируются: так, на афише к фильму «Чужой» край непонятного небесного тела превращается в понятное кривое лезвие ножа. При этом безумная экспрессивность, эклектичность и оригинальность африканских авторов все еще позволяет увидеть ту настоящую Африку, которую вы, вероятно, еще не видели.
Партнером открытия выступила компания «Кубань-Вино» презентовавшие гостям свои вина серии «Шато Тамань».