Чуть более, чем через месяц в Москве состоится первый форум-практикум Innforum – уникальное мероприятие для предпринимателей, призванное аккумулировать новые подходы к бизнесу и жизни, профессиональный опыт тех, кто уже добился успеха и энергию тех, кто только задумывается о создании собственного дела. Одним из спикеров форума, освещающих творческое начало в бизнесе, вопросы свободного выбора и необходимости, согласился выступить известный российский джазмен Алексей Круглов. Есть ли связь между искусством и бизнесом, можно ли найти компромисс между творческим началом и предпринимательством, - он согласился рассказать нашему изданию.
- Что для вас – музыка? И почему именно джаз?
Музыка для меня - это жизнь, призвание. А джаз - та область, в которой можно добиваться реализации уникальных задумок посредством свободы в импровизации. Но я бы не стал говорить что только джаз мне близок. Я с удовольствием играю и академическую музыку, в которой абсолютно другое ощущение музыкального пространства и его образов, мы экспериментируем с фольклором, электроникой, играем у русле свободной импровизации, саунд-арта. Причем в каждой из этих областей удается сотрудничать с их выдающимися представителями, такими как Юрий Башмет, Сергей Старостин, ансамбль Дмитрия Покровского, ведущие западные и отечественные импровизаторы. Есть у меня и собственный оркестр, мы с моим «Круглым Бендом» ставим литературно-музыкальные перформенсы на стихи русских поэтов - Высоцкого. Маяковского, Хлебникова. Для меня уже с малых лет не было границ между различными областями в искусстве. Например у нас дома всегда звучал не только джаз в различных его стилях, но и абсолютно контрастные направления - авторская песня, Владимир Высоцкий, Битлз, Deep Purple, романсы. Мой папа, - замечательный музыкант, - многое мне дал в этом смысле. Еще будучи мальчишкой мне удалось посотрудничать с такими легендами, как поэт Андрей Вознесенский, танцор Владимир Васильев, потом состоялись встречи с режиссерами Борисом Мильграммом, Александром Миттой, Дмитрием Крымовым, Борисом Юханановым. А сегодня «Круглый Бенд» играет в спектакле «Кавказский меловой круг» театра Маяковского в постановке Никиты Кобелева. Когда сотрудничаешь с такими режиссерами или выходишь на одну сцену с мастерами, как актеры Владимир Коренев, Эммануил Виторган, Игорь Костолевский, когда видишь, что их принципы работы совпадают с твоими, это дает много новых идей в плане работы над единством звука и слова, музыки и театра, где джаз или намек на него - лишь небольшая часть пути.
- Еще в постперестроечные годы стало понятно, насколько сложно в меняющихся условиях приходится представителям искусства. Скажите, каким должен быть музыкант, чтобы выжить в России и быть успешным?
- Тут у каждого свой выбор. Много молодых музыкантов уходят в популярную музыку и совершенно теряют себя как творческие личности. Вернуться оттуда практически невозможно. Попса влияет на сознание и способность к более свободному мышлению гаснет и вскоре утрачивается. При этом и совершенно абстрагироваться от социального мира невозможно. Многие пытаются найти компромисс между творчески вечным и ежеминутно насущным, но это получается у очень немногих: грань, за которой начинается падение в заклишированность, очень тонка. Мне в этом смысле повезло: мне удается работать в разных жанрах, на стыке совершенно различных форм искусства, а это не только обогащает художественный багаж, но и поддерживает финансово.
- Русский джаз отличается от того, что играют в мире? Есть ли у нас сложившаяся традиция? Можно ли отличить российского исполнителя, что называется, на слух?
- Русский джаз нужно разделить на несколько слоев. Один из основных - это традиционный джаз. Музыканты этого направления преуспевают в техническом отношении, копировании американских образцов джаза 50-летней давности, пафосе, показухе и полном отсутствии радости от того, что они делают. Лишь некоторым удается выделяться из этой толпы. Ситуация в 60-е годы в этом смысле была у нас намного лучше. Тогда для музыкантов джаз был глотком свободы. Импровизационная же музыка, или, как ее называют, новый, авангардный джаз - другое дело. Легендарный Лео Фейгин, известный под псевдонимом Алексей Леонидов в эфире Русской службы БиБиСи, - владелец лейбла Лео Рекордс, одного из лидеров в области издания новой необычной музыки, - говорит, что музыканты этого направления в нашей стране - одни из лучших в мире. Например, трио выдающихся музыкантов - основателей импровизационной музыки в СССР - Вячеслава Ганелина, Владимира Тарасова, Владимира Чекасина произвело фурор и в нашей стране, и на Западе. Тот же Лео утверждает, что русского музыканта этого направления он узнает с первых нот. И это очень здорово, что традиции, заложенные Ганелиным, Тарасовым, Чекасиным, Курехиным, Юдановым, продолжаются. Не так давно один британский журналист из Jazz Wise, говоря про один из моих проектов, назвал меня "будущим джаза". В этом я вижу признание этого направления. И для нас, конечно, большая четь выходить на одну сцену с нашими легендами, что происходит обычно на фестивале Лео Рекордс, быть организатором которого для меня большая честь. В этом году фестиваль пройдет уже в пятый раз, - на него приедут Лео, Ганелин, Чекасин, швейцарский ансамбль Roofer, участниками станут многочисленные музыканты нового джаза из России.
- Музыка и бизнес – вещи несовместимые, или, напротив, совместимые вполне?
- Совместимые. Вопрос только в том, какого результата хочет добиться каждая из сторон. Вкладывание денег в популярную музыку с целью получать от этого какие-то дивиденды - это понятно. А вот вкладывать деньги в странную музыку, которая заставляет людей задуматься, что-то для себя открывать, - это уже вопрос. В нашей стране, к сожалению, поддержки нового джаза, импровизационной школы, практически не существует. Хотя мы видим пример западных стран, где эффективно работает система грантов для музыкантов. Получится ли сделать бизнес на популяризации такой музыки - вопрос для долгой дискуссии. Я лишь, как организатор одного из самобытных культурных событий - фестиваля Лео Рекордс, могу сказать, что то, что мы делаем - важно для людей и культуры в общем.
- О чем вы предполагаете говорить с участниками форума INNFORUM, - о жизни, о музыке, о предпринимательстве?
- Моя тема – «Что такое свободный выбор? Где грань свободы и несвободы». Эта тема включает себя разноплановые аспекты жизни - творчество, свобода. Я поделюсь своим опытом в плане организации фестиваля Лео Рекордс, издания альбомов и их продвижения.
- Если бы вам предложили выбрать для концерта любой регион России, где бы вам хотелось сыграть?
- Я люблю все города России, где только побывал. Особые, конечно, впечатления от поездки с концертом на Соловки. Ну а так - сыграть хочется везде!
Аркадий Хлебов
Алексей Круглов - знаменитый российский саксофонист и мультиинструменталист, композитор, режиссер-постановщик, поэт, лидер «Круглого Бенда». За плечами Алексея Круглова - победы в престижных всероссийских и международных конкурсах. В 2012 году известный журналист Henning Bolte в опросе немецкого журнала Jazzthetik назвал Алексея и альбом «Sea Colours», записанный совместно с трио Яака Соояара «Открытиями года». Один из ведущих музыкальных критиков Дункан Хейнинг назвал Алексея Круглова «будущим джаза». Дважды альбомы Алексея Круглова («Russian Folksongs in the Key of New Jazz» и «Moscow») входили в десятку лучших альбомов месяца по версии Europe Jazz Media Chart.
Innforum - первый форум-практикум для предпринимателей, состоится в Москве 6-7 октября 2016 года. В форуме примут участие представители крупного бизнеса, успешные предприниматели, ведущие специалисты в своих отраслях, представители кредитно-финансовых организаций, сельскохозяйственной отрасли, пищевой промышленности, архитекторы, музыканты, журналисты, психологи, специалисты по духовным практикам.