2 декабря в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась торжественная церемония передачи рисунков народного художника СССР Якова Ромаса (1902 – 1969), написанных им в период блокады 1941 – 1943 годов. Серию акварелей Ромаса компания Кнауф приобрела у наследников художника и по решению Николауса Кнауфа передала в дар музею.
Николаус Кнауф лично вручил картины директору музея Сергею Курносову. Произведения переходят в собрание музея без каких-либо ограничений и станут частью его экспозиции. В Книге почетных посетителей г-н Кнауф написал: «Мы очень счастливы появившейся возможности передать музею акварели, которые написал Ромас во время осаждения Ленинграда».
Принимая картины, директор Музея обороны и блокады Ленинграда Сергей Курносов, отметил, что «жемчужиной его собрания является коллекция блокадной графики, рисунки, сделанные людьми в нечеловеческих условиях блокады». «Яков Дорофеевич Ромас – один из признанных лучших художников советской эпохи, одновременно он – участник героической обороны Ленинграда, испытавший на себе ужасы блокады, его произведения представляют особую ценность для нашего музея», - сказал Сергей Курносов, обращаясь к гостям церемонии. До этого момента произведений Якова Ромаса в коллекции Музея не было.
В свою очередь Николаус Кнауф сказал, что счастлив приобрести эти рисунки у наследников Якова Ромаса, замечательного русского и советского живописца, чтобы передать их на вечное хранение Музею. «Важно понять, какие чувства испытывал Яков Ромас, когда создавал эти произведения. Они не показывают ужасов войны, скорее они отражают чувства людей за их пределами, демонстрируют волю к жизни», - отметил в своей речи Николаус Кнауф.
На семи акварельных рисунках и одном написанном маслом «Этюде к картине «Бакенщица», которые Яков Ромас в основном делал с натуры, изображены различные эпизоды обороны города на Неве. Некоторые создавались прямо на борту легендарного крейсера «Максим Горький», «блокадного дома» художника. Две работы связаны с героической обороной полуострова Ханко, где советский гарнизон военно-морской базы пять месяцев, героически сражаясь с превосходящими силами противника, перекрывал врагам вход в Финский залив.
Особо примечательна работа Ромаса, сделанная с палубы линкора «Октябрьская революция» в августе 1943 года и значительно повлиявшая на его дальнейшую творческую биографию. Побывавший после Сталинградской битвы в легендарном городе, художник познакомился там с женщиной, в период знаменитой битвы перевозившей через Волгу раненых бойцов. Она стала прообразом созданной в 1945 году и ставшей широко известной картины “Бакенщица”, которая экспонируется в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Как рассказывал сам Ромас, работая нал картиной, он вспомнил, как в блокадном Ленинграде стал свидетелем ночной воздушной атаки летчиков Люфтваффе, которые сбрасывали на город осветительные бомбы, и тогда же запечатлел этот эпизод. Поэтому для сталинградского сюжета использовал ленинградский этюд, назвав его “Этюд к картине “Бакенщица”. Так, спустя десятилетия в Санкт-Петербурге воссоединяются две работы, опаленные грозовым временем войны.
Работы Ромаса неоднократно экспонировались на выставках в СССР, а также в Великобритании, Франции, Канаде, Мексике и других странах. Картина «Зимние залпы Балтики» периода блокады Ленинграда находится в Третьяковской галерее, в коллекции которой имеется 36 его полотен. Также творчество Ромаса представлено в Русском музее, Дрезденской галерее и в 52 региональных музеях России.
Акция передачи картин воплощает уверенность владельцев немецкой семейной компании в необходимости сохранения памяти о страшной войне и осознании ценности мира и дружбы между народами. Ранее в сентябре 2016 года в Волгоградской области на месте кровопролитных боев под Сталинградом в бывшем селе Россошка была открыта «Часовня мира», созданная на средства компании Кнауф.