В мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке создана икона «Моление о Чаше» для Свято-Никольского храма в Воронеже. Сюжет Гефсиманского моления, подробно изложенный в евангельских текстах, представлен в иконописной традиции множеством сильных, ярких произведений, полных предельного духовного напряжения. Данный храмовый образ — результат кропотливой работы с древними образцами, интереснейший пример художественного синтеза.
Моление о Чаше в Гефсиманском саду — одна из Страстей Христовых, непосредственно предшествующая Его аресту и мукам. Спаситель, позвав с собой троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — удалился от остальных апостолов для молитвы. Трижды Он оставлял своих спутников, наказывая им бодрствовать, и погружался в молитву Отцу Небесному. Вначале Иисус молил «пронести чашу сию мимо Него», затем, всё более смиряясь и укрепляясь духом, принял волю Отца. Всякий раз, возвращаясь к трём апостолам, Он находил их спящими, сражёнными усталостью. Вернувшись в последний раз, Христос призвал учеников следовать за собой, ибо «приблизился предающий Его».
Таков сюжет Моления о Чаше, многократно воспроизведенный иконописцами разных школ и эпох. При работе над иконой для храма Николая Чудотворца в Воронеже иконописцы мастерской обратились сразу к нескольким старинным образцам, выделяющимся из общего ряда. Древнейший из них — фреска мастеров македонской школы конца XIII века. Этот период развития византийского искусства, называемый «Палеологовским возрождением», характеризовался пристальным вниманием иконописцев к переживаниям, эмоциям изображаемых Святых, а также к деталям пейзажа на фоне иконы. К той же эпохе относится и другой образец — икона итальянца Дуччо ди Буонинсеньи, одного из ярчайших представителей сиенской школы (XIII-XIV века). Его стиль сочетает в себе черты византийской иконописи, западноевропейского готического стиля и первые приметы раннего Ренессанса с его телесной гармонией и реалистичностью. И, наконец, последним иконописным источником стала фреска Феофана Критского (XVI век), воплощавшего в своей живописи как византийские, так и западные традиции.
Данная храмовая икона, написанная на золотом фоне, содержит в своей композиции весь сюжет Моления о Чаше. В нижней её части помещена группа из восьми апостолов, объятых сном. Выше, среди условных деревьев Гефсиманского сада, изображены трое учеников, ушедших с Христом — Петр, Иаков и Иоанн. Они разбужены вернувшимся Учителем, и их лики полны раскаяния. Обе группы апостолов композиционно наиболее близки к таковым на фреске Дуччо. Спаситель стоит перед апостолами, чуть наклонившись в их сторону, и сопровождает благословляющий жест печальными словами: «Тако ли не возможете единаго часа побдети со Мною?» (Мф. 26:40). Выше, ещё ближе к горнему миру, изображены три молитвы Христа. По сторонам фигуры Спасителя, молящегося в первый и во второй раз, помещены на горных склонах и коленопреклоненны, в центре же — изображение третьего, последнего моления. К стоящему Христу из сегмента небес сходит Ангел Господень, чьё появление укрепляет его дух и силы перед грядущими муками. Примечательно, что рядом с апостолами Спаситель изображён в синем гиматии и пурпурном хитоне с клавом — своих обычных одеждах. Во время молитвы же на Нём лишь пурпурный хитон — символ земной природы Иисуса, явившей слабость, а также знак Его мученичества и жертвенности. Изображение моления Христа сближает икону с фреской Феофана Критского.