«Как музеи могут влиять на медийную популярность города среди туристов?» Именно такой вопрос интересовал представителей оргкомитета Международного конгресса «Архитектура-2018» на открытии IV Международной выставке «Denkmal, Россия ‒ Москва 2017» 8 ноября 2017 года в Гостином дворе.
Агентство Архитектор, стратегический информационный партнёр стенда Минкультуры и автор идеи Конгресса, также приняло участие в интереснейшей дискуссии Российского информационного сообщества, посвящённой проблеме музейной реставрации.
Среди тех, кто высказал свою яркую и эмоциональную позицию, был Олег Владимирович Рыжков, заместитель Министра культуры РФ; Дмитрий Леонидович Сергеев, генеральный директор Всероссийского научно-информационного центра имени академика И.Э. Грабаря; Татьяна Семёновна Городкова, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи; Татьяна Владимировна Потапова, главный хранитель ГМИИ имени А.С. Пушкина и многие другие представители самых известных и важных музеев России.
Все они отмечали общую проблему современной музейной реставрации -- отсутствие молодых кадров, готовых работать в рамках музейных коллективов с поистине уникальными вещами, а также отсутствие информации о том, какое место занимают музеи в современной культуре.
По сути, эти проблемы связаны между собой. Ведь если с кадрами в Москве и Санкт-Петербурге дело обстоит неплохо, то даже Кижи воспринимается скорее как туристическая достопримечательность, а не уникальный научный центр по сохранению и воссозданию традиции деревянного зодчества Русского Севера.
Обо всём этом необходимо широко информировать общественность, делая особый упор на туристические программы для школьников и студентов. Ведь лучшие экспонаты всех музеев мира были когда-то воссозданы буквально из ничего – они поступали музейным реставраторам из подвалов и чердаков, были случайно куплены на блошином рынке или переданы в дар не слишком заботящимися о них наследниками.
Олег Владимирович Рыжков, заместитель Министра культуры Российской Федерации в своём интервью для Архитектора, ещё раз подчеркнул, что в дальнейшем все инфопотоки ведущих музеев страны не должны принадлежать какому-то единому центру, а наоборот, иметь территориальный признак. Должен появиться реставрационный инфоцентр в Москве, Санкт-Петербурге, Владимирской области, Архангельской, Вологодской, регионах Кавказа, Томска и других.
Также необходима популяризация профессии среди молодых специалистов, чтобы привлекать лучшие кадры из России и из-за рубежа. Так, в ближайшее время нас ждёт публичная фотовыставка «Реставратор за работой», которая охватит несколько городов, и большая выставка по архитектурному наследию, где будут представлены возрождённые исторические поселения. Также на канале YOUTUBE появится научно-просветительский сериал, который в интересной форме будет рассказывать о русском архитектурном наследии.
Всё вместе это должно жить и развиваться в непрерывном симбиозе – реставрация, возрождение древних ремёсел и традиций, сохранение богатейшего исторического наследия и, безусловно, образование и туризм. Опыт многих стран уже не раз доказывал, что никакие прогрессивные градостроительные идеи не начнут работать, пока в этом обновлённом городе не будет сохранена историческая застройка, интерьеры, предметы быта и точки притяжения, которые были частью повседневной жизни людей на протяжении веков.
Эта тема ещё раз обязательно прозвучит на Международном конгрессе «Архитектура-2018», где огромное внимание будет уделено секции туризма и медийной привлекательности исторических городов.