Летний сезон галерея ArtStory открывает выставкой Валерия Волкова «Пантомима цвета», которая пройдёт с 14 июня по 29 июля 2018 г. и приурочена к 90-летию известного художника. Ретроспективный проект включит живопись и графику, начиная с 1950-х гг. и до наших дней из коллекции семьи художника; собраний Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» и Фонда Марджани; частных коллекций.
Ритм цветовых и световых пятен, музыка, образы, связанные с природой и культурой Востока, портрет и автопортрет, восточная тишина и созерцательность – основные темы и мотивы произведений Валерия Волкова. Многие работы построены на принципах направления, которое сам художник определяет как «Realisme Non-Figuratif» («нефигуративный реализм»). Интересно, что за каждой картиной стоит определённая история и реальные впечатления.
Валерий Александрович Волков – член художественной династии Волковых, у истоков которой стоял великий мастер Александр Николаевич Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы». Через искусство отца Валерию Волкову открывались как достижения авангарда, так и классики, а дар особой восприимчивости и собственное видение позволили художнику развить их в своём творчестве. Не без влияния «Гранатовой чайханы» родилась формула Валерия Волкова: «Пластическое равно духовному». На протяжении всей жизни Волков ориентируется, как на одну из вершин в искусстве, на это великое произведение. Вслед за отцом, который в 1930-е годы возглавлял так называемую «бригаду Волкова», Валерий Александрович, как старший сын, встал во главе «второй бригады Волкова» – уникального явления для 1960-70 гг. В эту вторую ташкентскую «бригаду» входили его младший брат, живописец и скульптор Александр Волков, живописец Евгений Кравченко и скульптор Дамир Рузыбаев. Многие интересы Валерия Волкова становились общими для группы, особенно это касалось увлечения искусством «русского парижанина» Николя де Сталя, главными для которого были цвет и свет.
Первыми зрительными впечатлениями детства Валерия Волкова стали работы его отца и пейзажи Ферганской долины. Истоки живописи В. Волкова – в Азии его детства. Художник по-настоящему любит землю, на которой он родился – в Фергане в 1928 году – и даже после переезда в Москву в 1966 году он долгое время продолжает туда возвращаться и не перестаёт работать над среднеазиатскими мотивами. С отцом художник ведёт разговор на протяжении всего своего творческого пути, по его искусству сверяя своё. Главным для него становится не сам предмет, а передача чувств, которые он вызывает. На холст он проецирует окружающий мир с помощью цвета как формообразующего начала. Цвет в полотнах становится практически единственной основой изображения, а цветовые пятна создают движение и особый ритм. Можно сказать, что в методе Волкова предметный мир становится поводом для цветового пятна. Это и пламенеющее охрой в синем сумраке лицо «Цыганки» (2011), и наполненный динамикой «Натюрморт с собакой Пиф» (1975).
Валерий Волков некоторое время учился в Ташкентской художественной студии при Союзе художников у Михаила Фёдоровича Шемякина (ученика и последователя Валентина Серова и Константина Коровина, великолепного портретиста). К портрету Волков обращается на протяжении всего творческого пути, считая, что «величайшие создания живописи связаны с человеком». А через автопортреты художник, кажется, раскрывает всю палитру драмы человеческого существования. Формат, композиция, лучшие черты русского реалистического портрета, стилистика модернизма и, в частности, экспрессионизма, общее настроение портретов «Серебряного века» присущи некоторым работам Волкова, и прежде всего они проявились в портретах жены художника – Светланы Завадовской (русской француженки, дочери известного востоковеда Юрия Завадовского). Немалое влияние на художника оказывают встреча с Марком Шагалом и дружба с Андре Ланским, ещё одним ярким представителем «парижской школы», которого Николя де Сталь называл своим учителем. Валерий Волков познакомился с ним во время первой поездки с женой в Париж в 1966 году.
Живопись Волкова то фигуративна, то полуабстрактна, то абстрактна. Традиции русского авангарда, культура Запада и, главное, Востока вторгаются в красочную палитру мастера яркой декоративностью, задавшей эмоциональный тон его живописи. Никогда не прерывая связей с фигуративным искусством, к абстракции художник обращается в начале 1960-х годов. Сам он объясняет это обращение парадоксальным стремлением «шире увидеть реальность». Тем не менее, главными в творчестве остаются вечные темы из народной жизни Востока: образы бродячих актёров, клоунов, канатоходцев…
Музей «Новый Иерусалим» предоставил для выставки «Пантомима цвета» из своего обширного собрания работ семьи Волковых, три основополагающие вещи Валерия Волкова, которые характеризуют важные периоды его творчества: «Три граната» (2009г.), «Большой Каир» (1988); «Возвращение домой» (1985г.).
На протяжении всей жизни Валерий Александрович Волков вместе со своим младшим братом – Александром Александровичем Волковым и племянником – художником Андреем Волковым – продолжают дело увековечивания памяти великого мастера – Александра Николаевича Волкова. Это и выставки, и публикации книг, каталогов, подборок стихов Александра Николаевича с научными комментариями и воспоминаниями.
Валерий Александрович Волков – живописец, художественный критик, теоретик искусства. Член Союза художников СССР. Родился в 1928 году в Фергане, Узбекистан. Учился в Ташкентском художественном училище и в Ташкентском университете на искусствоведческом отделении. C 1949г. – постоянный участник отечественных и международных выставок. До 1966 г. жил и работал в Ташкенте, затем переехал в Москву. С 1966 г. – творческие поездки во Францию, Италию, Англию, Турцию, Египет, США. В 1970-1980 гг. – преподаватель живописи и композиции Московского художественного училища (МОХУ) памяти 1905 года. С 1993 по 1998 год – художественный руководитель факультета живописи Института Художественного Творчества. Произведения В.А. Волкова находятся в ГТГ, ГМИНВ, Музее искусств им. И.В. Савицкого, Музее искусств Ташкента, музеях Архангельска, Запорожья, Новокузнецка, Ферганы, Самарканда, музее «Новый Иерусалим», галерее «Грегори», в частных коллекциях России, Франции, Италии, Англии, Египта, Канады, США, Австралии, в Музее искусств Зиммерли.
Галерея ARTSTORY: Москва, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»). Ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход свободный.
Новокузнецк Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.