В последнее время из разных регионов страны все чаще приходят новости о чрезвычайных происшествиях, связанных с памятниками культуры. Старинные храмы и усадьбы, особенно деревянные, разрушаются от ветхости, в них происходят пожары. Многие из них являются бесхозными, но гибнут даже те объекты, которыми владеет государство. В связи с этим ОНФ планирует провести ряд совещаний с участием представителей власти и экспертного сообщества. За круглым столом специалисты обсудят, как сберечь объекты историко-культурного наследия, и выявят лучшие практики сохранения и восстановления таких памятников в регионах.
Граждан страны потрясла трагедия в Карелии. В начале августа пожар уничтожил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это памятник заонежской деревянной архитектуры XVIII в., объект культурного наследия федерального значения. По сообщениям СМИ, здание принадлежало Росимуществу. Соглашение о безвозмездном пользовании было подписано с местным православным приходом.
Только за последние два месяца подобных сообщений было несколько. Например, в начале июля в Псковской области сгорел памятник XIX в. – усадьба Васильчиковых и Строгановых. Пожар полностью уничтожил крышу графского особняка. Как сообщается в прессе, собственником также является Росимущество. Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области ежегодно подавал документы, чтобы усадьбу включили в федеральную целевую программу либо на восстановление и использование, либо на проведение противоаварийные работы. Но этот вопрос откладывался.
В конце августа в Ленинградской области сгорела заброшенная усадьба Руново, некогда принадлежавшая предкам поэта Александра Пушкина. Как сообщают СМИ, до 2015 г. здание находилось на балансе муниципального района и не было учтено в реестре федерального имущества. Рассматривался вопрос о переводе здания на баланс области. Выполнение работ по сохранению главного дома, подготовка предмета охраны и проекта границ охранной территории планировались на 2019 г.
Но не только пожары уничтожают исторические здания. Год назад в Твери частично обрушилось каменное здание речного вокзала 1938-1940 годов постройки. В 2008 г. оно перешло из федеральной в региональную собственность. После этого возник вопрос о реставрации и возвращении в транспортную инфраструктуру, но из-за большой стоимости работ проект даже не был согласован. По сообщениям СМИ, после обрушения памятника власти региона пообещали, что он будет восстановлен, сейчас идет поиск инвесторов.
«Органы охраны объектов культурного наследия зачастую сталкиваются с ситуациями, когда на этих объектах нет собственников или арендаторов либо формально он имеется, но средств на содержание или ремонт у него нет, – сообщила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Республике Карелия, депутат карельского парламента Анна Лопаткина. – Сегодня вопрос сохранения памятников истории и культуры стоит очень остро. Цепочка трагических событий, когда страна теряет свое историческое богатство, не должна продолжаться».
Она пояснила, что сегодня только на территории Карелии насчитывается около 120 объектов культурного наследия религиозного характера, не имеющих собственников и пользователей. Больше половины из них находятся в аварийном состоянии. Подавляющее большинство (107) – это шедевры деревянного зодчества. Конечно, они больше других находятся в зоне риска и становятся жертвами пожаров, сказала Лопаткина.
Ситуацию усложняет тот факт, что многие из них расположены в местах, куда ни пройти, ни проехать. Там нет ни инфраструктуры, ни жителей, ни, соответственно, зарегистрированных православных приходов. Точнее, когда-то здесь бурлила жизнь, но теперь эти объекты – все, что осталось от исчезнувших поселений. Так как нет зарегистрированных правообладателей, объект не может участвовать в программах по сохранению культурного наследия, невозможно привлечь средства на его восстановление.
Эксперты отмечают, что реставрация старинных сооружений обходится очень дорого – гораздо дороже, чем новое строительство. Разработка научно-проектной документации, проведение историко-культурной экспертизы – все это тоже очень затратные процедуры. То есть владеть такими объектами обременительно и невыгодно, из-за чего они превращаются в бесхозное имущество.
Для памятников федерального значения, которыми владеет государство, есть проблема в поиске новых пользователей или сохранении прежних. И дело также упирается в финансы. Например, какое-то время назад мужской монастырь отказался от использования Успенского собора в карельском городе Кеми, поскольку не было средств на содержание и пожарную охрану. В результате этот памятник деревянной архитектуры почти год оставался без охраны. Аналогичная история произошла и с другими подобными объектами, а ведь они активно посещаются неорганизованными группами туристов и в любой момент тоже могут вспыхнуть из-за злого умысла или неосторожности.
«Одним словом, проблем в этой сфере очень много, – отметила Лопаткина. – И актуальны они не только для Карелии, но и для всей страны, и для памятников не только религиозного назначения. В экстренном порядке необходимо решить вопросы подключения зданий-памятников к охранно-пожарной сигнализации, оборудования их средствами пожаротушения и проведения ремонтных работ. И в первую очередь это касается объектов, которые не используются. С учетом сложившейся ситуации на площадках Народного фронта решено провести серию экспертных совещаний. К обсуждению будут приглашены все ответственные лица и заинтересованные стороны. Участники обсудят предложения и разработают комплекс мер, как же сохранить объекты историко-культурного наследия и как распространить лучшие из выявленных практик по их сбережению на все регионы страны».