Несмотря на значительное творческое наследие, сведений о Михаиле Петровиче Настюкове, московском фотографе, сохранилось немного.
Он начал заниматься фотографией с 1858 года. В 1860 году основал заведение в Нижнем Новгороде. В середине 1860-х годов имел также филиал в Костроме.
Почетный гражданин, цеховой мастер живописного цеха, Михаил Настюков открыл свое московское фотографическое заведение в 1862 году в 5 квартале Сретенской части в доме Михайлова.
Кроме многочисленных портретов, в 1866-1867 годах снимал виды волжских городов от Твери до Среднего Поволжья. Итогом работы стал альбом «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани» — один из ранних памятников русской видовой фотографии
К 1868 г. Настюков уже находился под покровительством наследника, цесаревича Александра Александровича, будущего Александра III, и сопровождал его в 1869 году в путешествии по стране.
С этого же времени в летние месяцы фотограф работал в Нижнем Новгороде на ярмарке «в фотографической линии» и на улице Большая Покровка, в доме Голикова.
Через год Настюков участовал во Всероссийской мануфактурной выставке, получил серебряную медаль «за отчётливо выполненные виды разных местностей России», о чем с гордостью сообщал в рекламных текстах на обороте фотографических бланков. Его ателье находилось все в той же Сретенской части 5-го квартала, у Мясницких ворот, но уже в доме Познякова.
В 1873 по заказу Академии художеств фотографом был выпущен «Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства».
В начале 1870-х гг. одним из учеников Настюкова был Максим Дмитриев, будущий известный фотограф, летописец приволжской жизни.
15 декабря 1875 г. Михаил Петрович переехал в дом Белова, расположенный в Сретенской части 4-го квартала. Его помещение в доме Познякова заняла фотограф Анна Степановна Бланк.
Еще через два года, в декабре 1877-го, фотограф разместил свое заведение в доме Художественно-промышленного музея при Строгановском центральном училище технического рисования, где находилась и его квартира. В доме Белова поселился фотограф Лукьян Игнатьевич Эггерт.
М.П. Настюков сфотографировал апрельское наводнение 1879 г. в Москве. Альбом со снимками улиц Москвы во время наводнения был подарен генерал-губернатору В.А. Долгорукову. Он хранится в изобразительном отделе Российской государственной библиотеки.
Длительное время у Настюкова жил и обучался будущий фотограф Витебска И.С. Серебрин, которого пришлось отстаивать перед полицией. Обращаясь к генерал-губернатору 24 февраля 1881 г., Настюков писал: «Занимающийся в моей фотографии помощник мой витебский мещанин еврейского вероисповедания Исай Соломонович Серебрин как неремесленник со стороны полиции встречает препятствие на проживание в Москве. А поэтому осмеливаюсь покорнейше просить Ваше сиятельство разрешить Серебрину проживать в Москве как человеку, вполне заслуживающему внимания как по знанию фотографического искусства, так и по примерному поведению». Прошение было рассмотрено, и Серебрину было разрешено продолжить обучение в Москве.
Настюков был участником Московской фотографической выставки 1882 г., где выступил неудачно. В.И. Срезневский о композиции фотографа писал: «Московский фотограф Настюков выставил три плохих портрета и не показал именно того ряда работ, которыми составил себе имя, — видов, пейзажей и технических снимков. Кажется, тяжелая болезнь в семье г-на Настюкова помешала ему выставить все приготовленное им для выставки». Действительно, 17 мая 1882 г. М.П. Настюков поместил некролог, в котором извещал «родных и знакомых о кончине супруги своей Анны Федоровны Настюковой, последовавшей 16 мая… Отпевание в приходе архидиакона Евпла что на Мясницкой, а погребение на Ваганьковском кладбище». В семье у Настюкова было несколько детей.
Последний раз сообщение о работе ателье появилось в 1883 г.: «Фотограф Высочайшего двора Михаил Настюков объявляет, что по случаю Тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора, 30 августа фотография будет закрыта».
Предполагается, что в этом же году фотограф закончил свою профессиональную деятельность.