В коллекции музея бронетанковой техники Выставочного комплекса Уралвагонзавода (входит в СоюзМаш России) появился первый самолет – Ил-2. Также известный под именем «летающий танк». Немногие знают, что каждый девятый штурмовик, произведенный в годы Великой Отечественной войны, имел бронекорпус Уральского танкового завода. Всего советской промышленностью их было выпущено более 36 тысяч. Это был самый массовый самолет, который участвовал во всех боевых операциях.
В музее по соседству с символом победы «тридцатьчетверкой» разместился его боевой товарищ Ил-2. Посетители увидят фрагмент штурмовика с частью фюзеляжа и центропланом. Сохранилась также его одноместная бронекабина. Рядом расположился изъеденный ржавчиной (что придает особый шарм) авиадвигатель с воздушным винтом от аналогичного самолета. Историки предполагают, что эта машина горела в воздухе, поэтому «сердце» тагильского экспоната было полностью уничтожено. Сегодня доподлинно известно, что Ил-2 погиб недалеко от Москвы. Он был найден там в болотах. Пока неизвестно, в каком полку он служил и при каких обстоятельствах погиб. Историю экипажа, производства и боевого применения машины сейчас восстанавливают с помощью архивов. Запрос в Министерство обороны РФ уже направлен.
«Тема истории авиастроения на УВЗ до сих пор для широкого круга посетителей остается малоизвестной и до недавнего времени была малоизученной. Мы уверены, что новый экспонат вызовет неподдельный интерес у гостей музея, и они узнают еще больше фактов о нашем предприятии», – отметил Андрей Палатов, директор по коммуникациям Уралвагонзавода.
Эксперт по авиационной технике Музея техники Вадима Задорожного Евгений Лебедев рассказал, что когда штурмовик был найден, то представлял из себя груду металла. Все его деревянные и резиновые части не сохранились, а кабину экипажа растащили на сувениры грибники.
«Экспонат отреставрирован нашими сотрудниками. Двигатель покрыли специальным лаком, чтобы предотвратить дальнейшую коррозию металлических частей. В Выставочный комплекс раритет попал в рамках сотрудничества между нашими музеями. В свою очередь Уралвагонзавод оказывает нам помощь в восстановлении уникальных исторических образцов танков КВ-1», - поделился Евгений Лебедев.
На тагильском предприятии была проделана большая работа по воссозданию технологии производства раритетных деталей к тяжелому танку, названного в честь Климента Ворошилова. По историческим чертежам в цехах Уралвагонзавода изготавливаются кривошипы, втулки, натяжные винты, балансиры и другие составляющие ходовой части бронемашины времен СССР.
Напомним, что в годы Великой Отечественной войны на Уральском танковом заводе, сейчас носит имя - Уралвагонзавод, выпускались все три символа Победы: танки Т-34, снаряды к «катюшам» и штурмовики Ил-2.
Справка: В 1941 году на территорию Уралвагонзавода были эвакуированы предприятия советской авиационной промышленности (НКАП). Выбор пал на него по ряду причин: огромные механосборочные цехи, мощная металлургия и наличие собственного энергетического хозяйства, а также лучшее на то время оборудование. Кто как не Уральский танковый завод знает толк в производстве техники с броней. В конце лета 1941 г. стали прибывать эшелоны с людьми и станками из Ленинграда, Запорожья и Москвы, а уже через 12 дней началась работа. Авиастроение на Уральском танковом заводе было с сентября 1941 по конец сентября 1943 года. За два года собрано 270 самолетов Ил-2, а в период с 1942 по 1943 гг. 3 882 бронекорпусов. Кроме того, термически обрабатывали броневые элементы для других самолетов, например, А-34, Як-1, Пе-2 и Ту-2.