В Санкт-Петербурге обсудили развитие арт-рынка и галерейного бизнеса.
Объем показателей рынка современного российского искусства с учетом галерейных продаж был впервые оценен в 2017 г. По данным экспертов объем этого рынка в 2018 году составил 22,41 млн.евро. Наиболее востребованной оказалась живопись, на втором месте по популярности - фотография, на третьем – графика. При этом считается, что до 80% арт-предметов ввозится и вывозится нелегально, а годовой оборот предметов культуры составляет более 200 млн долл. Сложился ли арт-рынок Петербурга? И есть ли рецепты коммерческого успеха галерейного бизнеса? Эти и другие вопросы ведущие эксперты арт-рынка Петербурга обсудили на конференции «Искусство продавать искусство» в Art Square Gallery на Итальянской ул. 5. Дискуссия прошла в рамках фотопроекта Oxymoron фотохудожника, участницы российских и международных выставок В ходе обсуждений эксперты выработали пять основных правил успешного развития галерейного бизнеса:
1.Все время удивлять посетителя.
Владелец и основатель галереи искусств KGallery Кристина Березовская уверена, что «галеристы должны постоянно искать повод удивлять посетителя, экспериментируя с коллекциями, создавая события и находясь в постоянном диалоге с аудиторией». В общении с частными коллекционерами и государственными музеями также очень важен фактор доверия и репутация, - считает эксперт.
2. Выбирать автора экспозиций как члена семьи.
По мнению известного галериста Марина Гисич, принцип успешной работы галерейного бизнеса лежит в сфере взаимоотношений галерей и художников. По ее словам, выбор автора — это как выбор члена семьи, за которого вы будете нести полную ответственность. А первая выставка и для галерей, и для авторов одинаково важны. Гисич уверена, что молодые галереи, работающие с новыми авторами— важнейший пласт развития современного искусства. Поэтому необходимо их всячески поддерживать, в том числе и финансово.
3.Создавать площадки для молодых художников.
С Мариной Гисич согласна и Кристина Сосонко, директор галереи Arts Square Gallery: «Важно, чтобы в городе были площадки, где могут дебютировать молодые художники, которые еще не нарастили 10-15-летний опыт участия в крупных выставках и галереях». Привлечение новых авторов– это возможность для галерей контактировать с совершенно разной аудиторией, в том числе привлекая так внимание и к своей основной коллекции. Необходимы и дополнительные активности на выставках, например, проведение аукциона»,- сказала Кристина Сосонко.
4.Настроить камертон отношений.
Фотохудожник Лариса Тиктинская отметила: «Очень важно настроить камертон взаимоотношений между художником и галеристом так, чтобы было общее понимание, возникла страсть и симпатия. Это как в любви. Если нет искры, то не происходит вот этой «химии». И на уровне человека, и на уровне искусства». Она также поделилась опытом, как молодому художнику выйти на арт-рынок, не зная как устроено галерейное пространство. «Нужен куратор, который поможет тебе понять себя и свое искусство, найти правильное выставочное пространство. Речь идет не только о самой площадке. Важно общее понимание, как проект будет жить и развиваться дальше», - рассказала фотохудожник.
5.Развивать инфраструктуру галерей и арт-пространства.
Эксперты сошлись во мнении, что развитая инфраструктура галереи или арт-пространства (лавки, кафетерии и т.д.) – дополнительный стимул для посетителей прийти и приятно провести время. К развитию инфраструктуры арт-пространства можно привлекать в том числе и коллекционеров, которые могут выступить в роли инвесторов. «Я сам инвестор и часто занимаюсь организацией инфраструктуры и созданием площадок, на которых могут встречаться деятели искусства», - сказал Константин Лихолат, коллекционер, инициатор создания музея архитектурной керамики, президент «Паллада».