28 ноября в Межвузовском гуманитарном музейном центре Самарского университета состоялось пятое занятие Школы межнациональных коммуникаций. Во встрече приняли участие преподаватель воскресной школы областного осетинского национально-культурного центра «Алания» и редактор осетинской газеты в Самаре Тамара Маргиева и доцент кафедры социологии и культурологии, кандидат социологических наук Ольга Малаканова.
В начале занятия с приветственным словом к слушателям обратился автор проекта «Школа межнациональных коммуникаций», один из инициаторов создания и первый директор Межвузовского гуманитарного музейного центра, кандидат исторических наук Данила Серых. Предваряя беседу об Осетии и осетинах, Данила Витальевич рассказал о Евгении Пчелиной, выдающемся ученом, заложившем основу советского кавказоведения, отдавшем 53 года из 77 прожитых ею лет изучению истории, культуры и языков Кавказа, главным образом - Осетии. Евгения Георгиевна собрала этнографический и фольклорный материал осетинских поселений, составила карту распространения древних святилищ Осетии, особое внимание уделив изучению святилища Реком в Цейском ущелье. В настоящий момент завершается большая работа с личным архивом Пчелиной, который с начала следующего года будет доступен всем исследователям в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН.
Преподаватель осетинского языка и литературы в воскресной школе осетинского национально-культурного центра «Алания» Тамара Маргиева провела слушателей по всем основным вехам героической истории и богатейшей культуры осетинского народа, познакомила аудиторию с гордостью Самарского региона, вокально-хореографическим ансамблем «Амонд» (осет. – «счастье»), художественным руководителем которого является заслуженный работник культуры РФ, народный артист Северной Осетии Владимир Арсоев. Ансамбль получил признание не только в Самарской области и в России, но и за рубежом. Особое внимание Тамара Сократовна уделила фигуре Коста Хетагурова, уникальному сыну своего народа, поэту, драматургу, публицисту, живописцу, основоположнику осетинского литературного языка и литературы. Очень точно сказал о нём академик Василий Абаев: «Жемчужина остается жемчужиной, где бы она ни была добыта, в маленьком море или большом океане. Осетинский народ – маленький народ, можно сказать – горсточка. Но благодаря Коста мир узнал, что у этого маленького народа большое и горячее сердце».
Тамара Сократовна рассказала о работе ОНКЦ «Алания», целью которого является воспитание патриотизма среди молодежи, возрождение и сохранение национальных традиций. В центре регулярно проводятся национальные и общероссийские государственные праздники, собирающие всех представителей самарского осетинского сообщества, и старшего, и молодого поколения. Все события культурной и общественной жизни центра находят отражение в национальной газете, редактором которой также является Тамара Маргиева. Во время своего выступления Тамара Сократовна рассказала о многочисленных заслугах почётного гражданина г.о. Самара, заместителя председателя Совета Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России», председателя региональной общественной организации «Союз народов Самарской области» Ростислава Хугаева. Интересно, что нравственным и социальным ориентиром для осетин по-прежнему является «Кодекс аланской чести», документ, вобравший в себя мудрость и опыт предков этого народа. Основными сильными качествами осетин Тамара Сократовна считает коллективизм, сплоченность. «Нас проживает в Самарском регионе не так уж много – не более 1000 человек. Мы все друг друга поддерживаем, принимаем активное участие в жизни друг друга – и горе, и в радости», - отметила Тамара Сократовна.
Во второй части встречи доцент кафедры социологии и культурологии, кандидат социологических наук Ольга Малаканова, на примерах ярких биографий американского психотерапевта Ирвина Ялома и шведского писателя Астрид Линдгрен, рассказала слушателям о биографическом методе в социологии. В обеих биографиях плотно переплелись личная жизнь, социальное и профессиональное становление, поиск себя через общественное отторжение и признание, баланс между маркерами «свой» и «чужой». Постепенно лекция перешла в оживленную дискуссию, в завершении которой в аудитории возникла идея о проведении необычного социального эксперимента с использованием биографического метода. Ольга Малаканова предложила участникам проекта «Школа межнациональных коммуникаций» провести индивидуальную рефлексию, отвечая на вопрос: «Участие в Школе межнациональных коммуникаций как новый социальный опыт: что это для меня?» Слушатели и организаторы школы согласились с тем, что подобное осмысление работы проекта могло бы серьезно помочь в поиске новых направлений и граней его развития.