Фестиваль-погружение «Тайны усадьбы», проходивший в Липецке, вошел в топ-80 проектов первого Всероссийского конкурса проектов в сфере креативных индустрий Art Team.
О том, как его организаторы привлекают внимание молодежи к проблемам сохранения исторического культурного наследия нашей страны, читайте в нашем интервью с сооснователем фестиваля Ярославом Ярославиным.
- Как зародилась идея создания проекта? В чем состоит его уникальность?
- Идея всегда исходит от автора проекта. Нам самим интересна история и культура России. Вольтер сказал, что человечество за время своего существования не придумало ничего лучшего, чем усадьба. Несмотря на спорность этого утверждения, многие ученые сходятся во мнении, что русская усадьба — это феномен, признанный не только в отечественной, но и в мировой культуре. Тем не менее, он оказался забыт или превратно истолкован, как и многие другие исконно русские ориентиры и принципы общественной культурной и личной духовной жизни.
Особенностью русской усадебной культуры является то, что дом был неотделим от личности, от внутреннего мира человека. В русском сознании усадьба была (и по ряду признаков остаётся) понятием духовным. Её основные формы существования как явления национальной культуры нашли свое яркое отражение в мире искусства и, прежде всего, в русской классической литературе.
Культурное наследие девятнадцатого столетия современному обывателю кажется скучным, устаревшим и архаичным. Остаются в тени те социальные ценности и общечеловеческие истины, которые испокон веков формировали личность русского человека. Фестиваль-погружение «Тайны усадьбы» позволяет привлечь интерес к этой эпохе и подчеркнуть актуальность культуры XIX столетия для современного человека. Мероприятие, организованное в интерактивном формате и в уникальном месте, более привлекательно для молодежи нежели традиционные лекции, выставки или концерты. Современный событийный формат в музейно-архитектурном комплексе дворянской усадьбы возрождает интерес к истории отечественной духовной жизни, формирует образ нравственности, русской духовности.
- Является ли работа над проектом вашей основной деятельностью? Если нет, чем вы занимаетесь и как вам удается совмещать?
- И да, и нет. Я работаю в двух направлениях. Я руковожу IT-компанией и занимаюсь построением автоматизированных отделов продаж, включая роботов. В рамках общественной организации я занимаюсь культурным просвещением и туризмом. И существенную часть этой работы составляет фестиваль-погружение «Тайны усадьбы».
Совмещать сложно. Но пока удается. Наверное потому, что «смотрим вдаль»: постоянно занимаемся расширением нашей команды. Без них точно ничего не получилось бы.
- Проект может быть реализован только в вашем родном регионе или его концепция жизнеспособна и для других субъектов?
- Проект возможно реализовывать в усадьбах других регионов России. Предполагается вывести его на тот уровень, когда будет проходить 6 – 12 фестивалей в различных усадьбах в течение года.
- Каким вы видите дальнейшее развитие вашего проекта?
- В перспективе фестиваль станет платформой для общения и взаимодействия людей, увлеченных историей Отечества 19 - н.20 веков. Он станет площадкой для изучения феномена усадьбы в русской культурной и духовной жизни разных исторических периодов, позволит преодолеть «сословную дистанцию», историческое беспамятство и «оторванность от корней». Наша задача – транслировать современному обществу здоровое и бережное отношение к историческому прошлому страны.
- Откуда вы узнали про Art Team и почему приняли решение участвовать в конкурсе?
- Наша команда постоянно отслеживает все конкурсы и премии. Про Art Team мы узнали из рассылки портала Культура. Гранты России.
- Насколько ценными для вас оказались приобретенные во время обучения в проекте Art Team знания и навыки?
- Мы весьма «просоленные океаном моряки», однако всегда ценно знакомиться с другими проектами, другими направлениями, новыми людьми, иначе мыслящими, но старающимися созидать. Это расширяет кругозор и позволяет не терять связь с действительностью, что всегда случается, когда ты «болеешь» своим проектом.
Для молодых же участников — это возможность расти.
- Кому бы вы порекомендовали обучение в Art Team?
- Это для меня сложный вопрос. Прослушать курс я бы порекомендовал всем: креативных индустрий много, а хотя бы в общих чертах представлять что творится в соседних — надо. Точно стоит учить свою команду, особенно молодых и вновь прибывших. Очень многие до конца не осознают, что наша страна действительно огромна. Мы просто её не знаем. Сейчас вторую жизнь получит внутренний туризм. Я предлагаю всем начать путешествовать по России, открывать для себя историю и культуру родной страны, начать в неё влюбляться. Тогда и креативные индустрии получат будут успешнее развиваться!
- Поделитесь советом с теми, кто пока еще не определился нужно ли начинать свое дело и вкладывать в это время, деньги и усилия.
- Если вы думаете, что наемный труд — это сложно и неинтересно, то займитесь своим делом — сразу захочется снова «поработать на дядю». Время от времени каждый собственник возвращается к этой мысли… И еще одно: если у вас нет резервного капитала, то не надо начинать свое дело. Сейчас всех учат «как без денег стать миллиардером»… Уверен, что никак. Не льстите себе. Лучше подстелите соломку: легче будет встать, отряхнуться, закусить удила и снова пойти дальше.
Проект Art Team реализуется Роскультцентром и АНО "Центр кинофестивалей и международных программ" при поддержке Фонда президентских грантов.
Тулун Иркутской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.