Беседы с Катериной из творческого союза, точнее, арт-дуэта «МАСтер и КАтерина», где МАСтер – Эдуард Плешков, КА – Катерина, всегда, каждый раз становятся развивающим и образовательным фактором. Это - если говорить сухим, официальным языком. Всякий раз узнаёшь что-то новое, и не бесполезное, а либо очень любопытное, либо что-то такое, что стоит запомнить. Почему я говорю «беседы с Катериной», а не с Мастером и Катериной? - Потому что, если это видеобеседа, то Мастер упорно остаётся за кадром. Будучи прекрасным фотографом, он не очень любит фотографироваться и не любит камер, направленных на него. Впрочем, может, мне это только кажется. Зато из ниоткуда он подаёт смыслонаправляющие (понимайте как хотите!) реплики и делает важные уточнения.
Так случилось и в программе «О жизни, творчестве и о себе: домашние встречи с Катей Черняевой», прошедшей 11 июня. Это была видеобеседа между музеем-мастерской художников МАСтер и КАтерина и Лондоноской гостиной Екатерины Черняевой. Прекрасный, интересный, а главное заинтересованный интервьюер (и даже, скорее, собеседник), она более 10 лет возглавляет в Лондоне "Бюро русскоязычных волонтёров". Лейтмотивом разговора стало то, что работы МАСтера и КАтерины – это истории, рассказанные с помощью масочно-скульптурных композиций и холста, это единое и неотделимое целое – холст и маски-скульптуры. А в качестве своеобразной подписи – полусфера. Ей, кстати, тоже уделили внимание в разговоре. Она – отличительный знак работ арт-дуэта и означает многое. Как мир в его планетарном значении, который мы обязаны оставить в целости и сохранности нашим детям, так и космическое значение такого явления как «маска».
Катерина может бесконечно рассказывать о масках. Из любых стран и эпох. К тому же, они с МАСтером коллекционируют эти самые маски. Кстати, в беседе Катерина вспомнила, как в Бирме чуть не купили самую настоящую посмертную маску. Почему чуть? Катерина говорит, что очень хотелось, но у неё, считает она, прекрасно развита интуиция, и что-то подсказывало ей, что такая покупка радости не принесёт. "Не знаю, почему - говорит Катерина, - может, она какая-нибудь радиоактивная была, но не лежала душа, и всё тут!" Про интуицию и сложности в работе тоже зашёл разговор. Допустим, есть замысел новой работы, все вроде бы понятно: что, зачем, почему и как надо делать, а художница целыми днями вокруг холста ходит и не может приступить к воплощению. Уже после, в размышлениях, обсуждениях и спорах с МАСтером (Э. Плешков) приходит понимание, какая важная деталь была упущена, и рождается произведение… Это я к тому, что все работы дуэта пронизаны какими-то интуитивными совместными решениями. Ну, может, не все – иногда замысел отчётливо ясен и остаётся только воплотить.
Что ещё было интересного в беседе? Семья очень любит путешествовать. У Катерины и Эдуарда двое детей, мальчишки. Некоторое время семья жила в Таиланде, где им очень комфортно. А вот любимый город – Флоренция. Там, как утверждает Катерина, всё пронизано искусством. И ведь не Рим, не Париж, не Лондон. Что ж, никто не спорит. Сыновья у художников тоже творческие люди. К тому же билингвы. Это когда два языка равнозначны, чему лично я очень завидую. А вообще в беседе двух Кать – Плешковой и Черняевой было столько интересного, что в небольшом обзоре и не опишешь. И это я так написал – двух Кать… Мастер тоже присутствовал. Незримо. То есть, на экране его не было видно, но, как я уже говорил выше, смыслоопределяющие и смыслонаправляющие реплики он подавал. Одним словом, просите у Катерины запись беседы, если не видели. Будет интересно, гарантирую!
Алексей Речкин, обозреватель ИД «Мир новостей»
Запись конференции (https://us02web.zoom.us/rec/share/uEGcCap8OZUjWU2RFWLt109kxMmx1DwMd5RcAtUzbFoqg4UHmrSrmS64jtKHh3AJ.2DYtlx4wuCtUX8R_) (Код доступа WU8+er?0)