В рамках Дней духовной культуры России в Сербии будет представлена выставка «Петербург Достоевского». Мероприятие организовано Министерством культуры Российской Федерации.
Официальное открытие выставки состоится 23 сентября 2021 года в Национальной библиотеке Сербии, Белград.
Сам Фёдор Михайлович Достоевский как-то назвал Петербург «самым отвлечённым и умышленным городом в мире». Однако этот город по сей день — живое воплощение его наследия и его памяти. Город молодости Достоевского и его творческого становления, город его катастрофы и возвращения, смерти и бессмертия. В нём разворачивается действие трёх из пяти романов «великого пятикнижия», «Бедных людей», «Записок из подполья», «Униженных и оскорблённых», значительной части малой прозы. В нём же сохранилось больше всего мемориальных мест, связанных с Достоевским.
С течением времени Петербург Достоевского стал вполне самостоятельной художественной темой, фокусом интереса для миллионов читателей и почитателей Достоевского, необходимой и неотделимой оборотной стороной парадного образа «северной Пальмиры».
Но полтора века изменили облик города. Многое, разумеется, сохранилось, но совокупность изменившихся деталей, иногда почти неуловимых, иногда, наоборот, бросающихся в глаза, подчас подменяет самого Достоевского его клишированным восприятием.
По счастью, в ХХ веке Петербург Достоевского ещё мог быть зафиксирован в виде, гораздо более близком к подлинному, нежели сейчас.
В собрании ГМИРЛИ им. В.И. Даля хранятся две обширных коллекции фотографий — Виктора Молчанова и Леонида Цыпкина. Обе посвящены одной теме — Петербургу Достоевского. Обе — несут на себе отпечаток личности их создателей.
Владимир Сергеевич Молчанов — легендарный фотограф государственного литературного музея, более полувека отдавший служению русской литературе. Его фотографии сохранили пространство Достоевского таким, каким оно было в середине ХХ века. От эпохи Достоевского их отделяет столько же десятилетий, сколько и от нас. Именно поэтому город, запечатлённый в них, выглядит гораздо более подлинным: дома, свободные от современных вывесок, ставший для нас необычным внешний вид прохожих — всё это дает современному человеку возможность максимально приблизиться к ощущению Петербурга Достоевского.
Леонид Борисович Цыпкин — автор известной повести «Лето в Бадене» — свою фотосерию Петербурга создал в 1970-х. Это уже немного другой город, однако его жители, пусть отделённые от Достоевского целым столетием, нам, жителям следующего века, с известной долей условности вполне могут представиться героями петербургских текстов Достоевского.
Вместе две этих коллекции, создают целостный, можно сказать, панорамный образ города Достоевского. Редкие лакуны, оставшиеся в картине, заполняются другими фотоматериалами из коллекции ГМИРЛИ. В итоге зритель получает нетривиальную возможность последовательно проходя по всем сохранившимся петербургским адресам писателя и по самым известным маршрутам его героев.