22 ноября в музее-панораме «Сталинградская битва» были объявлены имена лауреатов Международного кинофестиваля «Победили вместе».
«Когда меня пригласили в жюри одного из конкурсов (а всего их было шесть) Международного фестиваля документального кино «Победили вместе» имени Владимира Меньшова, я с радостью согласился – XVII фестиваль был посвящён 80-летию Сталинградской битвы и проводился в городе-герое Волгограде, где давно хотелось побывать», - поделился Кондрашов Александр, редактор Литературной газеты.
Легендарный Сталинград приказом Главнокомандующего получил звание героя ещё во время войны, 1 мая 1945-го, – вместе с героическими Ленинградом, Севастополем и Одессой. А в 1959 году скульптор-фронтовик Евгений Вучетич на Мамаевом кургане начал сооружение грандиозного мемориала, посвящённого Сталинградской битве и Красной армии, сумевшей переломить ход войны. Надо сказать, что было и другое место в черте города (а он простирается аж на 80 километров вдоль реки), где мог бы быть сооружён комплекс памятников, – это так называемая Лысая гора. В итоге Вучетич выбрал всё-таки Мамаев курган, но символично то, что на Лысой горе впоследствии построили университет, где и проводились многие фестивальные показы. На них в аудиториях ВолГУ вместе с жюри сидели студенты, также здесь проходили мастер-классы и другие мероприятия фестиваля.
О городе-герое. Поначалу впечатления были в соответствии с осенней слякотной погодой – довольно мрачные. Архитектура окраин не вдохновляла – хрущёвские коробки и сундуки брежневского конструктивизма смешались с беспорядочным новоделом нулевых. А когда удалось вырваться на экскурсию, участникам фестиваля очень не повезло: на город лёг такой тяжёлый туман, что даже грандиозную Родину-мать невозможно было разглядеть – лишь её величественный силуэт. И только в день отъезда выглянуло солнце и потрясающие, не имеющие аналогов памятники предстали во всей своей величественной античной красе в гармонии с великой рекой, на высоком берегу которой стоит волжский град, с торжественным комплексом зданий сталинского ренессанса в центре и недавно построенным великолепным храмом Александра Невского у вокзала.
Город потрясающий, уникальный, а на Мамаевом кургане, где грандиозные монументы, и в музее-панораме возле дома Павлова, который, оказывается, находился совсем близко от Волги (отступать и вправду некуда), должен побывать каждый гражданин России, тем более что волгоградцы сердечны и гостеприимны. В очень хорошей гостинице «Космос», где базировался штаб кинофестиваля, также проходили просмотры и встречи с кинематографистами.
Но к фестивалю! Начнём с фильмов Национального конкурса, в жюри которого я входил, а возглавляла его выдающаяся исследовательница кино Ирина Павлова. Здесь боролись за награды только отечественные фильмы, в центре которых был наш человек и наши российские коллизии.
Фильмы мы смотрели вместе со студентами в зале на триста человек! О такой аудитории документалисты могут только мечтать, обычно на фестивалях документального кино в залах народа совсем немного, притом старшего возраста. А студенческая молодёжь – это, собственно, та публика, для которой в первую очередь работают кинематографисты. Очень была интересна реакция студентов: где-то они шушукались, утыкались в телефоны, а где-то наступала полная тишина. Бывало, что вдруг замирали или дружно смеялись, то есть реагировали сообразно ожиданиям авторов, и это был момент счастья для присутствовавших создателей фильмов.
А их было много, и каждая отобранная для конкурса лента чем-то привлекала. Очень понравился герой фильма Сергея Головецкого «Антропология спорта» замечательный спортивный фотограф Роберт Максимов, восхищала его преданность делу, высочайшая компетентность и человеческая позиция. Зал затихал, когда фотограф говорил о видах спорта, где нет места симуляции. Где спортсмены, в отличие от современных футболистов, не катаются по полю якобы от боли, вымаливая штрафной, мастер всегда стремится поймать момент, когда человек выкладывается полностью и раскрывается – именно тогда получаются потрясающие фото. Понравился также яркий и лиричный фильм Ирины Васильевой о необыкновенном абхазце, капитане второго ранга и артисте, – «25 лет одиночества», а лауреатами стали ленты о вроде обыкновенных, но очень необычных людях. И так или иначе о творчестве, без которого невозможно быть счастливым.
Фильм «Зажечь дугу» посвящён сварщику-ремонтнику Василию Вишнякову, который всё свободное время отдаёт своему увлечению – он талантливый резчик по дереву. Режиссёр Сергей Масальский из Ставрополя сумел так рассказать о своём герое, а он вдруг так раскрылся, такая в итоге «вырезалась» чудесная «фигура его жизни», что жаль было расставаться с этим глубоким и мудрым человеком.
Похожее животворное впечатление было от героя другого фильма-лауреата – «Танго с балалайкой». Это красноярский музыкант Сергей Майоров, он не только выдающийся исполнитель, но и мастер, который может починить любой сломанный инструмент и даже создать свой, авторский. Режиссёру Александру Калашникову удалось противопоставить героя серым зимним пейзажам города и высветить красоту его души.
Также разногласий в жюри не было по поводу фильма-победителя. Это изумительный «Заповедник» екатеринбургского режиссёра Павла Фаттахутдинова, который познакомил зрителей не с одним светлым человеком, а с целым коллективом замечательных людей, которые умудряются жить просто и счастливо. Фильм о сельской школе, так сказать, градообразующей – сюда хотят устроить своих детей и даже переезжают из городов жить их родители. Директору и учителям удалось создать здесь трудолюбивые «райские кущи». «Бог создал деревню, а человек – город», – говорит учитель. Здесь преподают выпускники этой школы. Все они ещё очень молодые, но у них уже по двое-трое детей. Они, конечно, не только преподают, но и занимаются хозяйством. Очень непривычно видеть молодых людей, в которых нет тиктоковского легкомыслия и цинизма. В этой сельской школе проводятся не дискотеки, где, как, к сожалению, в других школах, «напиваются и трясутся», а балы. «Что наша школа точно может дать, так это друзей», – очень серьёзно говорят молодые учителя. Зрители-студенты воспринимали героев фильмов с некоторым недоумением, но тоже очень серьёзно. Замирали и очень были внимательны, когда в фильме учителя заговорили о качествах русского характера. О хороших и не очень. Здесь не носятся с детьми, как в городе. Во-первых, потому что их много, во-вторых, потому что им доверяют. А по поводу деревенских неудобств, луж и слякоти говорят философски: «У нас чистая грязь». И что замечательно, в фильме Фаттахутдинова нет ни грана назидательности, хотя эта сельская школа в селе Ивановском Ярославской области – очевидный пример для подражания.
А специальный приз мы присудили фильму Ивана Твердовского «Пятьдесят оттенков толерантности», где с хорошим юмором и не всегда доброй иронией живописуются нынешние либеральные тренды Европы.
К сожалению, на перечисление всех победителей других конкурсов не хватит газетной полосы, потому прошу прощения у тех, кого упомянуть не удалось. Решением жюри Международного конкурса документальных фильмов, во главе которого был известный режиссёр Юсуп Разыков, лучшим признан фильм о неонацизме в Польше – «Последние из правых рыцарей» (Миаль Эдельман, Варшава), за лучший сценарий награждён фильм «Соль» (Владимир Эйснер, Россия), а Гран-при получил французский фильм с говорящим названием «Денацификация Германии. Успешный процесс?» (Микаэль Гамрасни).
Международное жюри киношкол во главе с деканом факультета телевидения МГУ Виталием Третьяковым, где соревновались совсем молодые кинематографисты, наградило фильмы «Оркестр 18 –» (Cофия Филатова, Россия) и «Что на ужин» (Майя Горжак, Чехия).
В конкурсе социальных фильмов победила Анна Драницына с фильмом «Спецы» (Россия).
Сергей Ломакин возглавлял жюри конкурса телевизионных фильмов, которое наградило создателей фильмов: «Демократический фашизм» (Татьяна Борщ, Россия), «Рассекреченная история. Торговый фронт» (Михаил Кузовенков, Москва), «Последний рубеж» (Елена Ковардакова, Казахстан), «Ржев. 500 дней в огне» (Роман Ганган, Россия – Беларусь), «Не ради славы» (Вячеслав Серкез, Москва).
После вручения наград фестиваля я задал несколько вопросов его организатору и генеральному продюсеру Валерию Рузину:
– Валерий Давыдович, кинофестиваль «Победили вместе» раньше проводился в городе-герое Севастополе, состоялась ли победа здесь, в Сталинграде?
– Конечно, я всегда недоволен – это свойство продюсера, но, судя по всему, всё-таки фестиваль состоялся. Приехало в общей сложности около трёхсот человек, было много прекрасных работ. Но самое главное то, что удалось выйти на молодое поколение. Может быть, это самое большое достижение. В волгоградских университетах проводились показы и были полные залы. Нас-то с вами ни в чём убеждать не надо, а передать наше знание молодёжи – это самое важное, что можно и нужно сделать в жизни. Ведь если мы не передадим, то победят те, которые лают сегодня из-за бугра.
– А планируется ли в будущем году вернуть фестиваль в Севастополь?
– Обязательно. У нас ведь пролог фестиваля состоялся в Севастополе 10 ноября, там были показы в кинотеатре «Победа», в Доме офицеров… И как только логистика позволит, конечно, мы вернёмся в полном формате.
– Что бы вы хотели пожелать кинематографистам, желающим участвовать в фестивале?
– Конечно, ярких работ, творческих удач. Тут в университете на круглом столе один исследователь истории обороны Сталинграда рассказывал такие интересные истории с удивительными героями, что захотелось устроить семинар для кинематографистов. Подвиги эти достойны художественного воплощения – в нашей истории такая бездна сюжетов, которые создала сама жизнь. Хочется, чтобы режиссёры ими заинтересовались: вот ваши герои!
И в заключение. Программа фестиваля была крайне насыщенной, в ней участвовал также выдающийся скульптор Владимир Суровцев – статуя маршала Рокоссовского его работы стоит в Волгограде. Отец скульптора – фронтовик, участник Парада Победы, именно это сподвигло сына на создание памятной доски, посвящённой историческому параду 24 июня 1945 года (на фото). Но вот беда – её не могут установить ни на одном из зданий, находящихся на Красной площади, ни на ГУМе, ни на здании Исторического музея, так как они находятся под охраной ЮНЕСКО. Организации, между прочим, которой руководят люди из стран, ведущих в отношении нас враждебную политику. Неужели нельзя что-то придумать и преодолеть козни европейских бюрократов? Память о том историческом параде должна быть жива.
Автор: Кондрашов Александр, редактор Литературной газеты.