Недалеко от поселка Медынь в Калужской области на площади более 120 гектаров расположена уникальная съемочная площадка - кинокомплекс "ВоенФильм-Медынь", принадлежащий студии "Военфильм". Там снимали первый кинопроект Союзного государства "Брестская крепость", картины "Девятаев", "Подольские курсанты" и многие другие.
О том, как и для чего создавался "Военфильм", правда ли, что среди военной техники студии есть восемь исправных самолетов времен войны и в чем сейчас функция исторического и военного кино, корреспондент Российской газеты спросил у гендиректора "Военфильма" Игоря Угольникова.
Игорь Станиславович, кому принадлежала сама идея создания военной киностудии?
Игорь Угольников: Я занимаюсь военным кино уже более 15 лет, мой друг Вадим Задорожный создает музей военной техники тоже примерно такой срок.
Организация киностудии - закономерный итог для нас обоих, идея, что называется, витала в воздухе. И результат нашего партнерства - не только компания, которая снимает сериалы и фильмы о войне, но и большая натурная площадка в Калужской области, в Медыни. Сейчас там выстроены постоянные масштабные декорации деревни, линии советских и немецких окопов, землянки, вырыта и заполнена водой река, мост, взлетно-посадочная полоса, аэродром, расширяются ангары с техникой, кемпинг для съемочных групп. Строится железная дорога, возводятся по необходимости временные декорации - блиндажи, траншеи, доты. Более 120 гектаров наших забот.
А почему решили создать киностудию именно такого профиля?
Игорь Угольников: Понимаете, у нас с Вадимом есть общее понимание того, что, снимая историческое кино, нужно максимально достоверно рассказывать о событиях и создавать антураж, соответствующий эпохе. А это означает, что для успешного и правдивого проекта необходимы аутентичная техника, форма, детали одежды, вооружение, если мы говорим о военных фильмах. И территория, на которой можно было бы реализовать, скажем, пиротехнические решения любой сложности. В России, да и не только в России, студий с достаточным материально-техническим обеспечением просто не было. Теперь есть. И достоверность - это ключевой фактор, ради которого все и затевалось.
В чем она для вас выражается?
Игорь Угольников: Ну, например, танк Т-34. В ходе Великой Отечественной войны он постоянно модифицировался, изменялся, в том числе внешне. И если фильм о событиях 1941 года, то и танк там должен быть того же периода, а никак не 1943-го. Зритель может зацепиться за это несоответствие - экспертов-комментаторов сейчас предостаточно - и эмоционально выпасть, потерять настрой и доверие к происходящему на экране. Если в мемуарах Старчака (одного из героев фильма "Подольские курсанты". - Прим. ред.) говорится, что использовал он автомат-пулемет Томпсона, то и в фильме должен быть тот самый Томпсон, который и был у него в руках в реальности. Из таких деталей складывается достоверность, и относимся мы к ним очень внимательно.
А насколько сложно достичь достоверности?
Игорь Угольников: Конечно сложно! Благодаря Музею техники Вадима Задорожного мы располагаем очень широким выбором аутентичной военной техники, но иногда ее необходимо сделать. Поэтому, например, для "Подольских курсантов" пришлось делать макет самоходного артиллерийского орудия - танк StuG. И потом уже с помощью компьютерной графики доводить его до того вида, в каком этот StuG и был тогда, на Ильинском рубеже в 1941 году. Это сложная работа, которая начинается еще на старте проекта, когда собираются необходимые документы.
На территории киностудии можно реализовать пиротехнические решения любой сложности. В России, да и не только в России, подобных студий не было.
Как вообще подбирается реквизит?
Игорь Угольников: Такими задачами занимаются профессионалы: военные консультанты, музейные работники. При этом еще и сами кинематографисты - профессионалы в своих областях. Например, наш художник по костюмам Сергей Стручев досконально знает все тонкости о той или иной эпохе.
Я бы, кстати, выделил очень хороший Музей отечественной военной истории в Падиково, там работают великолепные специалисты. И когда нам не хватает знания каких-то тонких нюансов, мы обращаемся к ним.
Для успешного и правдивого проекта необходимы аутентичная техника, форма, детали одежды, вооружение. Достоверность здесь ключевое слово
Какая техника у вас сегодня на ходу?
Игорь Угольников: Есть, конечно, макеты, например самолетов. У нас их вполне достаточное количество. Например, для картины "Девятаев" мы делали точную копию Heinkel He 111 (немецкий средний бомбардировщик. - Прим. ред.). Есть "Аэрокобры" (американский истребитель периода Второй мировой войны Bell P-39 Airacobra. - Прим. ред.), МиГ-2, естественно, По-2. Есть и те машины, которые летают. Они стоят в летных ангарах в Жуковском, в других городах, прилетают только на съемки. Это Ил-2, МиГ-3, "Чайка" (И-153, предвоенный советский поршневой маневренный истребитель биплан. - Прим. ред.). В целом действительно в распоряжении студии сейчас восемь машин, что называется, "на крыле".
А что с гусеничной техникой?
Игорь Угольников: Легче сказать, чего у нас нет. Вот, например, надо доделать танки "Тигр" и "Пантера". В мастерских уже идет работа, надеюсь, что через год у нас будут на ходу оба этих танка.
Игорь Станиславович, что такое патриотическое, историческое кино в вашем понимании?
Игорь Угольников: Хорошее патриотическое кино вызывает чувство гордости за свою страну. Желание соответствовать, чувство сопричастности. Историческое кино рассказывает о событиях нашего общего прошлого, иногда трагических, горьких. Но свершения, победы и временные неудачи наших предков, если рассказано о них достоверно и правдиво, остаются в памяти, вызывают то же чувство общности, единства. И невозможно достучаться до сердца человека, если ты врешь. Поэтому - достоверность и эмоциональность, сопричастность и общие нравственные ценности. Это основной посыл кино патриотического и любого хорошего, в том числе исторического кино.
Как создать картину, которая заставит зрителя испытать чувство гордости за свою страну? Ваш рецепт.
Игорь Угольников: Мы стараемся снимать именно в тех местах, где происходили события в картине. И эффект, безусловно, еще и в том, что люди, посмотрев фильм, потом приезжают в те самые места. Что касается Брестской крепости, то после выхода картины в 2010 году количество посещений мемориала выросло вдвое! Это как раз тот самый момент, когда кино помогает привлекать внимание людей к прошлому.
Сейчас, после выхода картины "Подольские курсанты", на Ильинском рубеже в Калужской области создается целое движение по восстановлению дотов. За ними ухаживают, откапывают, все это уже превращается в некий мемориал памяти. Такие фильмы помогают еще и в поисковой работе. Я вижу в этом неразрывную связь, и когда мы делаем экспозицию "Подвиг народа" в Музее Победы, все это тоже связано с кино. Я, кстати, с огромным удовольствием поработал бы с Музеем Победы в Минске, там экспозиция сделана довольно давно. Думаю, что сейчас с помощью всех медийных возможностей ее можно очень серьезно обновить.
Знаю, что в расположенной рядом с "ВоенФильмом" школе в Медыни работает самая настоящая киностудия. И вы там преподаете.
Игорь Угольников: Школа еще организовывается. Там старшеклассники будут постигать азы нашей профессии. И если в результате таких занятий кто-то станет режиссером, оператором-постановщиком, звукорежиссером, это будет очень неплохо. Ну а если появятся новые актеры, это будет вообще великолепно! Уверен, что с 1 сентября 2023 года мы уже будем заниматься с детьми в рамках полноценной учебной программы.
По данным соцопросов, около 30 процентов россиян выбирали профессию под впечатлением от просмотренных кинофильмов. Что скажете?
Игорь Угольников: Профессию нужно выбирать осознанно. Фильм, каким бы запоминающимся он ни был, не даст и сотой доли описания реальных будней, сложностей и этапов профессионального роста. Это слепок, иллюстрация поведения людей в конкретной жизненной ситуации. Я бы скорее рассматривал героев, нет, Героев моих фильмов - и защитников Брестской крепости, и женский батальон, и подольских курсантов, и некоторых жителей Михайловского из фильма "Учености плоды" как пример самоотверженности, готовности сделать все для спасения Родины, хотя бы ее части, того, что у каждого в душе.
Над какими фильмами сейчас идет работа на площадке?
Игорь Угольников: Сейчас я заканчиваю работу над проектом четырехсерийного фильма "Позывной "Журавли", он выйдет 9 мая сначала на площадке одного из онлайн-кинотеатров, а затем на федеральном телеканале. Этот сериал полностью снят у нас на кинокомплексе "ВоенФильм - Медынь". А главный мой многолетний проект - "По зову сердца", который мы планируем завершить в 2024 году, посвящен памяти московского народного ополчения. В нем я и продюсер, и режиссер, и соавтор сценария, и исполнитель одной из ролей. Думал, после предыдущего опыта такого совмещения в фильме "Учености плоды" больше никогда, но... Слишком важным, слишком личным стал для меня этот проект. Готовы сценарные разработки и ведутся подготовительные работы фильмов об обороне Тулы, об Уральском добровольческом танковом корпусе, советских летчиках в корейской войне. Я считаю это важным - не просто снимать исторические фильмы, а сохранять память.
Текст: Тарас Фомченков.