Депутаты Мосгордумы приняли участие в Третьей ежегодной научно-практической конференции «История Москвы: методология, источниковедение, историография, популяризация».
Прошедшая в Музее Москвы научно-практическая конференция была посвящена 150-летию со дня рождения А.В. Щусева. Ее участники обсудили творческое наследие выдающегося отечественного архитектора.
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Дорогие друзья! Рад приветствовать участников сегодняшней конференции.
Мы проводим конференцию в третий раз. Она получила статус ежегодной и стала заметным событием в научной жизни столицы.
В своей работе Московская городская Дума учитывает запрос общественности на сохранение и развитие московской идентичности. Для нас важно не только восстановить историческую мозаику многогранной Москвы, но и соотнести ее с современными трендами развития мегаполиса.
В этом году конференция посвящена 150-летию со дня рождения Алексея Викторовича Щусева. Талантливый отечественный архитектор, первый директор Музея архитектуры, автор концепций музейного проектирования. В своей работе он твердо придерживался стратегической линии «максимального сохранения», предлагал нетривиальные профессиональные решения.
Исторический опыт и культурные традиции – основы идентичности. Сегодня мы видим подъем интереса к краеведению. И поэтому хочу обратиться к молодым слушателям форума. Изучайте историю своей страны, своего города, своего района. Это важно для решения общегосударственных задач.
Желаю участникам конференции плодотворной работы!»
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, руководитель рабочей группы по вопросам москвоведения и развитию Парламентской библиотеки МГД, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Москве Степан Орлов:
«История Москвы – один из важных приоритетов в работе исполнительной и законодательной власти столицы. В свое время вместе с группой единомышленников мы задумали правильное дело – собрать ученых, которые занимаются исследованием истории Москвы, и пригласить к совместному диалогу практиков, работающих над сохранением нашего наследия. И вот сегодня мы проводим Третью ежегодную научно-практическую конференцию «История Москвы: методология, источниковедение, историография, популяризация». Традиционно мы собираемся в главном музее истории Москвы. Прошлое для законодателей – один из факторов дальнейшего экономического роста и развития столицы. Именно поэтому депутаты Мосгордумы, как и наши дореволюционные предшественники, уделяют особое внимание поддержке всех программ и проектов, связанных с историей Москвы. Это наш культурный код и идентичность.
Вместе с нами в организации мероприятия участвуют Российское историческое общество, Музей Москвы, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт гуманитарных наук МГПУ, МГУУ Правительства Москвы, МГУСиТ, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. По итогам конференции будет опубликован сборник докладов.
Каждую научно-практическую конференцию мы посвящаем великим людям, чье имя неразрывно связано с историей столицы. И вот еще один юбилей – великого Щусева, его 150-летие. Мы чтим Алексея Викторовича Щусева не только как архитектора, он сам – часть истории и наследия Москвы».
Генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова:
«Как и две предыдущие, третья научно-практическая конференция объединяется с экспозицией, которая сейчас проходит в центральном выставочном пространстве нашего музея – «красном зале» Провиантских складов. Важно подчеркнуть, что Музей Москвы как центр знаний о Москве осмысляет сегодняшнее москвоведение во всех его проявлениях: от изучения легендарных личностей, таких как Алексей Викторович Щусев, до изучения отдельных городских институций, например, Дома моделей одежды.
Все это многоголосие знаний о городе мы хотим превратить в актуальные практики, чтобы поколение сегодняшних студентов активно привлекалось в академическую науку, а те, кто не связывает с ней свое будущее, – обогатили личный опыт проживания в нашем городе».
Президент Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент РАН Ефим Пивовар:
«Это судьбоносное мероприятие для самой Москвы и всех, кто интересуется ее историей, гордится местом своего проживания, работы или учебы. Творения Щусева мы зримо видим на наших улицах, а также те места, которые сохранились благодаря его действенному участию.
Учитывая необходимость сохранения культурного наследия сердца нашей Родины в контексте постоянных попыток искажения истории, москвоведение приобретает еще большее значение.
Важно также приобщить подрастающее поколение к богатейшим историческим сокровищницам: архивам, библиотекам, музейным собраниям, чтобы оно использовалось более активно и эффективно».
Директор ФГБУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» Елизавета Лихачёва:
«Мой доклад называется «Смена эпох в творчестве А.В. Щусева». Он жил в самое сложное время, какое только возможно было в России. Карьера Щусева началась в самом конце XIX века, он родился в Кишиневе, учился в Санкт-Петербурге и после переезда в Москву стал настоящим столичным архитектором, который во многом сформировал облик нашего города.
До революции Алексей Викторович был человеком эпохи модерн, которая предполагает мультистилевой подход, интерес к национальным формам. Одним из первых его проектов и важным этапом в становлении архитектора стало восстановление храма в Овруче – это церковь византийского периода.
Казанский вокзал, в котором последовательно отражаются все стили древнерусской архитектуры, стал одним из главных проектов Щусева, его строительство не заканчивалось ни на день с 1913 по 1926 год. Но лебединой песней Алексея Викторовича, возвращением к архитектуре эпохи модерн стало создание станции метро «Комсомольская» (кольцевая). Это пример своеобразной самоиронии Щусева, который в 30-е годы шутил, что советские архитекторы под землей церкви строят. Щусев оказался не просто гениальным архитектором, он оказался человеком, который во многом формирует именно московское понимание эпохи модерн, конструктивизма и «Большого сталинского стиля» максимально деликатно в предложенных исторических обстоятельствах».
Первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы - главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев:
«У практикующих историков и археологов всегда есть необходимость собираться вместе, чтобы продвинуть науку вперед. Я очень рад, что мы объединились в рамках научно-практических конференций, где вместе можем обсудить важные исторические темы, которые становятся потом публикациями в сборниках и журналах. Это очень надежный, испытанный инструмент популяризации научных знаний».
Председатель Фонда исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого Кирилл Ильичёв:
Заместитель директора Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства по научной работе Нина Коновалова:
Член комиссии МГД по образованию Любовь Никитина, фракция КПРФ:
«Москва – город, который интенсивно развивается, растет вширь, вглубь и ввысь. Москва меняет свой облик, причем очень быстро. Поэтому важно зафиксировать, на каком этапе развития мы находимся, и окинуть ретроспективным взором хотя бы последнюю сотню лет.
150-летие великого русского архитектора Алексея Викторовича Щусева дало нам основание для посвящения этой дате Третьей ежегодной научно-практической конференции.
Не секрет, что москвичи люди активные, и не всем нравится то, как меняется Москва. Думается, что нужно более активно защищать те островки достижений, которыми москвичи привыкли гордиться и без которых не мыслят исторический облик Москвы. Мы должны быть бережными в этих вопросах».
Член комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Игорь Бускин, фракция партии «Единая Россия»:
«Алексей Викторович Щусев утверждал, что «пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота». Но когда этого требовали интересы замысла, он смело использовал буйство красок, форм и соцветий.
Хрестоматийным примером творческого единения зодчего и живописцев стала Марфо-Мариинская обитель, выполненная в традициях раннемосковской и псково-новгородской архитектуры. А апофеозом единения целей и замыслов стал Казанский вокзал, где Щусев в неповторимом стиле воплотил в камне идею встречи Запада и Востока. Здесь же Алексей Викторович собрал весь цвет мира искусства: Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Зинаиду Серебрякову».
Фото: Московская городская Дума.