150 лет назад, 1 апреля 1873 года, родился Сергей Рахманинов, гениальный пианист и композитор Серебряного века. Даже несмотря на то, что после Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, его имя навсегда связано с русской музыкой, а произведения известны и любимы во всем мире. По Указу Президента Российской Федерации 2023 год в России посвящен празднованию юбилея нашего великого соотечественника.
Фонд Президентской библиотеки хранит материалы, связанные с творческой деятельностью композитора, в том числе документы, фотографии и письма, которые помогают исследователям восполнить отдельные белые пятна в его биографии.
Мнения о том, где родился Сергей Васильевич, в различных источниках расходятся. В частности, в размещённой на портале видеолекции «Где родился С. В. Рахманинов?» известный краевед, заслуженный работник культуры Российской Федерации Валерий Демидов, отмечает, что местом рождения композитора называют Новгород, Санкт-Петербург; только в пределах Тамбовской области называют три географические точки, которые могут быть родиной музыканта. Наиболее вероятными Демидов называет две версии происхождения Рахманинова: онежскую (имение Онег недалеко от Новгорода) и семёновскую (имение Семёново Новгородской губернии).
Потомственный русский дворянин Сергей Рахманинов унаследовал и развил талант своего деда, Аркадия Александровича. Тот учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда, сохранилось даже несколько романсов и фортепианных пьес его сочинения, изданных в XVIII веке. Первой учительницей музыки стала для мальчика его мать, Любовь Петровна, она же решила, что сын должен получить музыкальное образование.
Брак его родителей распался, когда Сергею было девять лет. Мать с детьми переехала из Новгородской губернии в Петербург. Осенью 1882 года мальчик поступил на младшее отделение Петербургской консерватории. Однако учёбе юный пианист предпочитал прогулки по городу. В итоге на третий год обучения он не сдал экзамены и лишился возможности продолжать учёбу бесплатно.
Важную роль в его судьбе сыграл родственник, известный московский пианист Александр Зилоти. Ученик П.И. Чайковского и Ф. Листа, в 1880–1890-е годы он был профессором по классу фортепиано в Московской консерватории. Без особого энтузиазма и лишь из уважения к родне он согласился на прослушивание мальчика, но когда оно началось, мгновенно изменил своё мнение. Зилоти увидел, что ребёнок по-настоящему одарённый, и посоветовал отправить его в Москву к известному педагогу Николаю Звереву, который держал в своём доме частный пансион для талантливых учеников.
Так начался новый, московский этап жизни будущего композитора. По строгим правилам пансиона воспитанники должны были заниматься музыкой по шесть часов в день. Покидать пансион, чтобы увидеться с родственниками, им не разрешалось даже на каникулах. Усердная учеба давала свои плоды. В тринадцать лет Рахманинов написал первый ноктюрн и был представлен другу своего учителя композитору П.И. Чайковскому. Однако Зверев настаивал, что у Рахманинова талант прежде всего пианиста, а не композитора. В 15 лет по разрешению педагога юноша начал давать частные уроки. Заработанные деньги он отправлял матери на обучение младшего брата, часть – отцу. Лето Рахманинов проводил у своей тетки, сестры отца Варвары Сатиной в имении Ивановка, где у него завязались дружеские отношения с кузинами.
Позднее, в 1902 году дружба с одной из сестёр, Натальей, перерастёт в романтические отношения. Молодые люди обвенчаются, и у них родятся две дочери. В приданое Наталья Сатина принесла Рахманинову то самое поместье в Ивановке, в котором Сергей провёл счастливые мгновения своей юности. Он будет приезжать туда каждую весну несколько лет подряд, именно там напишет самые знаменитые свои произведения. Последний раз Рахманинов приезжал в Ивановку весной 1917 года. «Мужики вызвали меня на беседу, – рассказывал композитор. – Поинтересовались вопросом о земле и о том, кто сейчас управляет Россией, а затем спокойно ушли в деревню. Но несколько стариков вернулись и начали советовать мне не задерживаться: Уезжай, барин, лучше от греха…» Он уехал. А вскоре до него дошли слухи, что крестьяне разграбили и подожгли усадебный дом, – рассказывается в оцифрованном материале журналиста Алексея Шлыкова «Музей-усадьба „Ивановка“: где рождалась музыка Сергея Рахманинова».
Но это было потом. А пока, в 1888 году, Сергей Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе своего благодетеля Зилоти. Тот, в отличие от Зверева, поддержал творческие порывы юноши: Рахманинов с увлечением занялся написанием музыки. В это время он сочиняет Первый фортепианный концерт, романсы и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдию до-диез минор, и вскоре становится известным среди московской публики. В 1888 году П.И. Чайковский на экзамене ставит ему пятёрку с тремя плюсами.
Рахманинов закончил Московскую консерваторию досрочно, в мае 1892 года, с золотой медалью и по двум специальностям – пианист и композитор. И снова его достижения высоко оценил Чайковский: предложил включить дипломную работу девятнадцатилетнего Рахманинова – оперу «Алеко», написанную по поэме Пушкина «Цыгане», – в репертуар Большого театра. Начинался стремительный взлёт его московской карьеры. Он дружит с Фёдором Шаляпиным, обожаемый московской публикой, становится дирижером в Большом театре. А вот Петербург молодого гения принял не сразу. Провалом закончилась премьера его Первой симфонии в столице 15 марта 1897 года. Причинами неудачи одни музыковеды называют посредственную работу дирижёра Александра Глазунова, другие – новаторские качества музыки. В одной из рецензий композитора и музыкального критика Цезаря Кюи даже было написано, что, если бы в аду была консерватория, Рахманинов был бы в ней первым учеником.
Случившееся настолько расстроило композитора, что он прекратил писать музыку. Но ненадолго. Рахманинов участвует в гастролях, заводит новые знакомства. На одном из концертов в Ялте в антракте к Сергею Рахманинову подошёл Антон Павлович Чехов. Рахманинов на всю жизнь запомнил слова великого писателя: «Вы будете большим музыкантом. У Вас очень значительное лицо». На гастролях, устроенных русским предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым, весной 1900 года в Крыму Рахманинов знакомится со Станиславским, Куприным, Маминым-Сибиряком, Горьким. Вновь почувствовав в себе силы, композитор в 1901 году закончил Второй фортепианный концерт, создание которого стало началом нового периода его творчества. Это произведение вернуло Рахманинову статус известного русского музыканта: он снова сочиняет музыку, дирижирует на организованных Зилоти выступлениях, с концертами посещает Европу, Америку и Канаду. В 1904 году его называют одним из лучших дирижеров Большого театра, а его интерпретацию «Пиковой дамы» Чайковского – высшим достижением музыкально-исполнительского искусства.
С «Пиковой дамой» Рахманинов берет реванш у петербургской публики. В Президентской библиотеке хранится оцифрованный экземпляр договора между композитором и Дирекцией императорских театров (Дело о дирижировании капельмейстером Рахманиновым в опере «Пиковая дама»), согласно которому Рахманинов принимает на себя обязанность продирижировать в Императорском Мариинском театре в сезон 1911–1912 годов шесть раз оперой «Пиковая дама»». Создается ощущение, что Петербург помнит неусидчивость и необязательность юного Рахманинова, провалившего экзамен в третьем классе, и документ составляется со всей строгостью: «За время действия контракта г. Рахманинов должен в точности исполнять свои обязанности как капельмейстер, являясь в назначенные дни и часы на уроки, репетиции и спектакли дирижируемой им оперы».
Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме. Начинался новый этап в его жизни – эмиграция, продлившаяся до конца жизни. Рахманинов покинул Россию вместе с семьей, практически без средств к существованию. В автореферате диссертации Екатерины Кузнецовой «С.В. Рахманинов в эмиграции: социокультурная и творческая адаптация» рассказывается, что наш соотечественник покорил европейскую публику, а в 1918 году отправился в Америку, где продолжал давать концерты. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» – вспоминал композитор. Первое сочинение в эмиграции – Четвертый концерт и русские песни – он создал только через 10 лет, в 1926–1927 годах. А внешне всё складывалось неплохо. В эмиграции Рахманинов расширил круг своих обязанностей и занятий, занимался общественной деятельностью, благотворительностью и бизнесом. Находил возможности поддерживать эмигрировавших соотечественников, помогал деньгами Ивану Бунину, с которым познакомился ещё в дореволюционной России, отправлял посылки с продуктами голодающим коллегам молодой Страны Советов. В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов, а весь денежный сбор от них направил в фонд Красной армии.
В результате своей многогранной деятельности он, органично войдя в новую социокультурную среду, вместе с тем приобрел статус символа русской культуры в изгнании. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи. За два месяца до смерти, уже будучи серьёзно больным, он принял американское гражданство, чтобы его жена и дочери избежали трудностей с оформлением наследства.
Рахманинов ушёл из жизни 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив трёх дней до своего 70-летия.
Участники событий и другие указанные лица: