12 апреля музей-заповедник «Коломенское» откроет выставку «Кокошник. Традиции красоты». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича представит русские праздничные и повседневные, женские и девичьи головные уборы середины XVIII — конца XIX века.
Головные уборы являются неотъемлемой частью русского народного костюма. Они передавались в крестьянских и купеческих семьях из поколения в поколение, что делает их ценными для изучения и понимания материальной культуры России.
Русский народный костюм сам по себе очень консервативен и традиционен. Указы Петра I внесли коренные изменения в облик городских жителей, запретив ношение старого русского костюма, однако эти новшества не коснулись крестьян. Таким образом, крестьянский костюм стал основой национального традиционного костюма, сохранив этническую самобытность. Это же коснулось и головных уборов. Причем женский костюм оказался в меньшей степени подвержен внешним изменениям, так как женщины были менее мобильны по сравнению с мужчинами, которые могли отправляться на заработки в город, где перенимали некоторые элементы городского костюма. Кроме того, сохранению традиционных форм женского костюма способствовали суеверия, связанные с представлениями о том, что элементы костюма определенного вида, кроя и отделки защищали свою хозяйку от негативного воздействия злых людей и нечистой силы. Ведь именно женщина как хранительница традиций и очага, мать, вынашивающая и воспитывающая будущих продолжателей рода, в большей степени нуждалась в этой защите.
В дальнейшем сложились локальные традиционные формы народного костюма, содержащие элементы одежды, характерные только для данной местности. Это коснулось и головных уборов. Например, так называемые однорогие кокошники с выпуклой частью надо лбом были характерны для Олонецкой губернии. Высокие островерхие кокошники говорят о том, что их обладательницами были женщины, живущие в Костроме или Ярославле. Двурогие кокошники в виде полумесяца бытовали во Владимиро-Нижегородской местности, откуда распространились по Среднему Поволжью, и т.д.
В Среднем Поволжье в силу этнокультурных особенностей заселения края в русскоязычной среде бытовали элементы как северорусского (сарафан и кокошник), так и южнорусского (понева и кика) традиционных костюмных комплексов. Таким образом, в собрании музеев республики Татарстан оказалось большое количество разнообразных по типологии и происхождению предметов русского народного костюма, представляющих безусловный интерес благодаря своему разнообразию. География происхождения головных уборов, представленных на выставке, обширна: Архангельск, Олонец, Ярославль, Кострома, Галич, Тверь, Москва, Тула, Рязань, Воронеж, Владимир, Нижний Новгород, Поволжье, Казань, Свияжск, Уфа.
Кокошник по праву считается самым нарядным русским головным убором. Свое название он ведет от древнерусского слово «кокошь», что означает «курица». Буквально — «курица» на голове, но имелось в виду, что кокошник похож на куриный гребешок, венчающий голову курицы, как и кокошник — голову женщины. Кокошник — головной убор замужней женщины, полностью покрывавший волосы. Быть с непокрытой головой при посторонних или на улице считалось для замужней женщины позором.
Лицевая часть кокошников обильно украшалась жемчугом, перламутром, цветными стеклышками или настоящими драгоценными камнями, позументом, вышивкой, вставками узорчатой шелковой ткани или цветной фольги. Затылочная часть выполнялась из шелка или бархата и украшалась узором из золотных нитей. Вместе с тем, несмотря на общие характерные черты отделки, одинаковый крой и форму в каждом конкретном регионе, невозможно найти хотя бы два кокошника, которые были бы полностью идентичны.
Помимо кокошников, бытовали самые разнообразные виды женских головных уборов, которые также можно увидеть на выставке: кики и сороки, повойники и волосники, а также девичьи головные уборы — повязки и венцы.
Выставка элементов русского народного костюма была бы неполной без самого костюма. Поэтому в экспозиции будут представлены праздничные женские наряды Архангельской, Воронежской и Казанской губерний. А шелковые золототканые платки, лубок и живопись дополнят повествование.
Проект организован совместно с Национальным музеем республики Татарстан, Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан, Этнографическим музеем Казанского федерального университета и Государственным историко-художественным музеем «Новый Иерусалим».
Галич Костромской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.