К 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Главархив Москвы представил новую выставку «Фотокоры Великой Отечественной». Теперь каждый желающий получил возможность увидеть как малознакомые широкой публике, так и прошумевшие на весь мир кадры советских журналистов. Среди работ представлены фотографии Макса Альперта, Александра Становова, Сергея Струнникова, Якова Рюмкина, Михаила Трахмана, Давида Минскера и многих других.
Поколения, не видевшие войну, знают о ней благодаря военным корреспондентам ТАСС и Совинформбюро, центральных, местных и фронтовых газет. При выполнении редакционных заданий самая большая опасность и ответственность лежали на фотокорах, не отделявших съёмку на передовой от личного участия в боевых действиях. Чтобы сделать хороший кадр, они проявляли смелость и мужество, находились в самой гуще сражений вместе с бойцами, форсировали реки, поднимались на самолётах-истребителях, прорывались вместе с разведчиками в тыл врага. Фотокоры дежурили на крышах московских домов, чтобы запечатлеть, как работает противовоздушная оборона во время бомбёжек столицы, а также стали свидетелями и участниками первой важнейшей победы советского оружия — разгрома фашистских войск под Москвой в конце 1941 – начале 1942 годов.
В период Сталинградской битвы фотокорреспонденты впервые столкнулись со съёмкой уличных боев. И даже несмотря на крайнюю опасность, они продолжали заботиться о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Многие из них погибли смертью храбрых. Но благодаря их самоотверженности теперь в сотнях тысяч снимков сосредоточена фотолетопись Великой Отечественной войны. Некоторые из кадров обошли весь мир ещё в годы борьбы против нацизма, другие — спустя десятилетия после Победы. Каждый из них имеет исключительное историческое значение, многие фотографии стали доказательствами для разоблачения зверств нацистов.
Фотокоры Великой Отечественной войны оставили потомкам свою фотолетопись о подвигах на огневых позициях, важнейших стратегических операциях, боях за неизвестные высоты и самоотверженном труде в тылу. Так, например, снимок фотожурналиста Василия Зунина сохранил до нашего времени изображение осанок, лиц и даже эмоциональный настрой марширующего партизанского отряда Серпуховского района, возвращающегося в город после освобождения местности от гитлеровцев. Другой фотокор Иван Шагин заснял огонь миномётчиков по врагу — и взять такой ракурс можно было только находясь рядом с бойцами Красной Армии. А Роберт Диамент и вовсе поймал ценный кадр, как медсестра-санинструктор в одиночку вывозит раненного моряка Северного флота в лодке, предположительно, в Мурманской области.
Документальные снимки свидетельствуют также и о будничной стороне войны: солдатском отдыхе в перерывах между боями, встречах с артистами фронтовых бригад, радость и любовь к жизни даже в изматывающей обстановке. Благодаря таланту фотожурналистов, их несокрушимой убеждённости в правоте своего дела и личному участию в происходящих событиях, фотоснимки военных лет вызывают по сей день те же эмоции — стремление к преодолению лишений и веру в победу над врагом. Так фотокорреспонденты коллективно создали фотопортрет удивительного поколения, которому не было равных по героизму в истории человечества.
Как справедливо заметил писатель, военкор и фронтовик Константин Симонов: «...Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счёте, глядит через него в историю...». Работы фотокоров наряду с документальностью стали частью духовно-нравственного и исторического наследия нашей страны. В снимках фронтовых фотожурналистов запечатлены лица бойцов Красной Армии, партизан и подпольщиков, тружеников тыла, отстоявших нашу страну и освободивших человечество от фашизма. Эти кадры стали совестью и памятью, навсегда оставшейся в сердцах потомков.
Источник: https://cgamos.ru/news/e195367/