В Петербурге идут съемки документально-художественного фильма "Императрицы" - о женском времени на русском престоле. Об удивительной силе женского правления, которая оказалась куда могущественнее, чем о ней было принято думать.
"Императрицы" - это продолжение фильма о Петре I, из серии кинокартин проекта "Русь". Цикл задуман, как большой рассказ об исторических события и личностях, благодаря которым Древняя Русь стала великой Российской Империей. На этот раз в фокусе внимания - Екатерина I, Анна Иоанновна и Елизавета I.
Как поделился режиссер картины Андрей Кравчук, новая картина - это рассказ об удивительном времени, когда молодая империя, построенная Петром I, на 70 лет перешла в руки женщин. Как им удавалось сохранить, обустроить страну и укрепить ее международные позиции, не теряя при этом женскую сущность - удовольствие от нарядов, увеселений, красоты и романтизма.
Режиссер надеется, что фильм вызовет у зрителей не меньший интерес, чем его предыдущая работа - "Петр I. Последний царь и первый император", который стал самым кассовым фильмом среди неигровых картин.
- У нас заняты очень интересные артисты, мы снимаем шикарные балы и сложные человеческие отношения, - говорит Андрей Кравчук. - А после съемок "Петра" у нас больше опыта, больше умения и я надеюсь, что фильм точно найдет свою аудиторию.
Кроме сюжета, самым привлекательным в фильме станут дворцовый залы, интерьеры и парки музея-заповедника Царское село, а также отдельные места Санкт-Петербурга. Любители имперской пышности и красоты, безусловно, увидят это на большом экране. Но это позже.
А пока в Большом тронном зале Екатерининского дворца - рабочая обстановка. Когда мы там оказались, снимали сцену бала, на которые была так щедра Елизавета I. На безупречном, янтарного цвета паркете, расположилось несколько десятков дам в роскошных нарядах и их солидных кавалеров. Все танцуют под аккомпанемент музыкантов в напудренных париках.
Во время небольшого перерыва в съемках, барышни, невзирая на кринолины и статус, устраиваются отдохнуть прямо на полу. По-другому никак: сидений, кроме трона, в бальном зале не предусмотрено. Есть только несколько очень ценных исторических кресел для немногочисленного оркестра.
Даже сама Елизавета I, роль которой исполняет Юлия Пересильд, отдыхает стоя, прогуливается вдоль рядов своих подданных.
Таковы издержки работы в историческом месте, где никому не разрешается нарушать жесткие правила. Зато для оператора съемки в подобном интерьере - особенное удовольствие.
- Для создания исторической атмосферы это просто подарок, - говорит оператор картины Морад Абдель Фаттах. - Слава богу, что сохранились прекрасные интерьеры, в которых сразу происходит полное погружение в прошлое. Но при этом мне, как оператору, важно, чтобы фон, каким бы прекрасным он ни был, не замыкал на себе внимание зрителей. Он должен лишь оттенять драматургию, подчеркивать ее.
А драматургии в фильме хватает. Ее написала сама история. Не зря XVIII век называли "эпохой дворцовых переворотов". И цена, которую пришлось заплатить всем императрицам-женщинам, чтобы занять свое место в истории, оказалась совсем не маленькой. Тем более, что в некоторых случаях их вообще не брали в расчет.
- Я рада что мне выпало сыграть роль Елизаветы Петровны, - говорит Юлия Пересильд. - Ведь при ней почти не было войн, расцветало искусство, возник первый русский театр и академия художеств. И люди, уставшие от постоянного военного положения, наконец-то облегченно вздохнули. Но тем не менее, она дочь своего отца, и при ней Россия выиграла войну со Швецией.
Это рассказ об удивительном времени, когда молодая империя на 70 лет перешла в руки женщин.
По мнению актрисы, съемки в таких интерьерах и нарядах очень насыщает роль. Это дает ощущение других пространственных масштабов, меняется мысли, поведение, поступки.
Любовная линия Елизаветы I с графом Разумовским, которого играет Роман Васильев, наверняка заинтересует зрителя. В том числе и потому, что о самом графе в истории осталось не так уж много подробностей.
- Мне нравится, что он, как мне кажется, человек очень достойный и набожный, - говорит о своем герое Роман Васильев. - Он не лез в большую политику, и в его отношении к императрице, действительно была настоящая любовь.
Для этой роли актеру пришлось научиться петь, ведь изначально Разумовский был никаким не графом, а обычным певчим в церковном хоре, где он и познакомился с будущей императрицей.
В новом фильме к своим ролям вернулись актеры проекта "Петр I. Последний царь и первый император" Иван Колесников, Ксения Утехина и Игорь Гордин. А роль маленькой Елизаветы сыграла дочь Юлии - Маша Пересильд.
Автор: Инесса Суворова. Российская газета.
Участники событий и другие указанные лица: