Об этом стало известно в ходе лекции Оксаны Карнович, заведующей филиалами Бахрушинского театрального музея – мемориальными квартирами Г.С. Улановой и М.М. Плисецкой, которая прошла в диалог-клубе Perspectum. Лекция была посвящена роли представителей русской классической балетной школы в формировании национального балета Китая.
Как рассказала участникам встречи Оксана Карнович, еще семьдесят лет назад балета в современном понимании в Китае, по сути, не существовало. Знакомство же театрального сообщества Китая с современной европейской хореографией и становление теперь уже всемирно известного китайского балетного театра произошло при прямом и непосредственном участии представителей российской и советской хореографической школ. «Сегодня Китай стал одной из великих балетных держав мира, но на его развитие в этой сфере огромное влияние оказала именно русская балетная школа. Начиная с 1920-х годов, современное хореографическое искусство вошло в многослойную культуру Китая сначала как необычное для этой страны искусство танца, но со временем стало одним из магистральных направлений в театре», - говорит Карнович.
Знакомство Китая с европейской балетной школой, как было отмечено в ходе лекции, произошло, в частности, благодаря российским артистам и балетмейстерам, эмигрировавшим после Октябрьской революции в Китай. В их числе В.К. Ижевский – выпускник Петербургского Императорского театрального училища, солист Большого театра Н.И. Феоктистов, а также балетмейстер и бывший солист Мариинского театра Н.М. Сокольский, Е.В. Квятковская, В.Н. Волкова. При этом в Харбине и Шанхае даже сложились своеобразные центры русского балетного искусства, где работали постоянные балетные труппы и училища.
«Однако настоящий расцвет китайского классического балета начнется в 1950-е годы, когда советские педагоги московской и ленинградской балетных школ, приглашенные правительством Китайской Народной Республики, открыли хореографические училища, подготовили педагогов по классическому танцу и создали первую в Китае труппу танцовщиков при Национальном театре в Пекине. Поэтому их заслуженно называют “родоначальниками китайского балета”», - подчеркнула заведующая филиалами Бахрушинского музея Оксана Карнович.
Поворотным моментом в развитии нового для страны вида театрального искусства стал 1954 год, когда в Пекине было открыто первое профессиональное хореографическое училище. У его истоков стояли педагоги московской и ленинградской балетных школ О.А. Ильина, В.И. Цаплин, П.А. Гусев, Н.Н. Серебренников, В.В. Румянцев и Т.К. Лешевич.
«Китайский балет прошел огромный путь развития и стал сегодня одним из самых интересных и самобытных явлений в театральном искусстве как самого Китая, так и всего мира. В том числе и потому, что, впитав и переплавив традиции Запада и Востока, балет Китая, сочетающий в себе как европейские, так и национальные черты, создает совершенно новые, неожиданные и очень интересные спектакли, которые теперь уже сами оказывают влияние на развитие балета в мире», - отметила Оксана Карнович.
Лекцию представителя Бахрушинского театрального музея завершил просмотр онлайн-записей современных китайских балетов «Волшебный фонарь лотоса» и «Подними красный фонарь», а также классических русских балетов в исполнении китайских танцовщиков.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: