Бахрушинский театральный музей (Москва) выпускает новое издание – «Антон Чехов, писатель и читатель» Аллы Головачёвой. Кто был в личном ряду его классиков, что ему не нравилось в прочитанном и к чьим книгам писатель обращался снова и снова – новое исследование, выполненное Аллой Головачёвой, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Бахрушинского музея, отвечает на эти и многие другие вопросы.
Работа Аллы Головачёвой продолжает начатое в предыдущей ее книге «Антон Чехов, театр и "симпатичные драматурги"» исследование связей Чехова с русским театром и драматургией последней трети XIX - начала XX столетия. В книге «Антон Чехов, писатель и читатель» творчество Чехова рассматривается с точки зрения литературности текстов и особенного литературоцентризма мировосприятия писателя. «Без книжного опыта, накопленного и усвоенного Чеховым-читателем, он не стал бы таким писателем, каким мы его знаем и любим. Пристальное изучение рассказов, повестей, пьес и биографии Чехова показывает, что разговор о литературе и с литературой он вел постоянно – и в личных беседах, и в своих текстах», – заметила многолетний исследователь творчества Чехова Алла Головачёва.
Именно поэтому у книги есть и еще один герой, подчеркивает автор. Им становится книжный мир, отраженный в чеховских текстах, получивший новую жизнь в его художественном мире, – мир, с которым Чехов вел бесконечный литературный диалог. Постоянными спутниками Чехова были Пушкин, Шекспир, Марк Аврелий, Спенсер, Дмитриев и Батюшков, Лермонтов и Гоголь, Гончаров, Тургенев и Достоевский, Чернышевский и Лев Толстой. Литературными собеседниками-современниками выступали Гаршин, Бунин, Куприн, Николай Фёдоров, Пётр Сергеенко, Софья Ковалевская и многие другие.
В чеховских текстах, отмечает Алла Головачёва, можно увидеть пересечения не только с его предшественниками и современниками, но и с теми, кто пришел в литературу после него, от Серебряного века и советского времени до русского зарубежья. Исследование не ограничивается рамками только русской литературы, но также анализирует влияние, которое на Чехова оказали такие зарубежные писатели, как Гофман, Диккенс, Ибсен, Золя, Томас Мор, Кампанелла, Эдуард Беллами, Джек Лондон и даже Александр Дюма-отец. Такой подход, уверена автор, позволяет показать творчество Чехова как органичную часть мирового литературного процесса, по сути, единого текста, создаваемого писателями разных эпох.
Участники событий и другие указанные лица: