В Доме Российского исторического общества открылась выставка, посвящённая 100-летию отечественной гражданской авиации. В экспозиции хронологически представлены экспонаты, отражающие ключевые периоды развития отечественной гражданской авиации с начала XX века до сегодняшнего дня.
Участие в церемонии открытия принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин:
«Сегодня в Доме Российского исторического общества открывается новая выставка, посвящённая 100-летию отечественной гражданской авиации. История этой отрасли — это яркая страница в истории нашей страны. Она вмещает в себя множество научных открытий, смелых инженерно-конструкторских решений, подвиги пионеров этой отрасли, и, конечно же, судьбы тысяч и тысяч людей — пилотов, бортинженеров, техников, бортпроводников. Надо сказать, что развитие самолётостроения и гражданской авиации всегда способствовало прогрессу в смежных отраслях. К примеру, в создании новых материалов, разработке систем связи и навигации, не говоря уже о литературе и кинематографии».
Сергей Евгеньевич добавил, что писатели и деятели киноискусства всегда вдохновлялись образами отважных покорителей неба — достаточно вспомнить советский фильм “Экипаж” или кинокартину, рассказывающую о героическом поступке экипажа, который сумел экстренно посадить самолёт на кукурузное поле близ Можайска.
В свою очередь, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько подчеркнул:
«Здесь собраны модели самолётов и вертолётов, документы, пилотские книжки, лётные свидетельства, фотографии руководителей отечественной гражданской авиации и её героев».
Среди наиболее примечательных предметов — модель одного из первых российских самолётов «Гаккель-3», изготовленная в 1910 году, удостоверение пионера отечественной авиации, пилота-самоучки Бориса Илиодоровича Россинского, модель самолёта АНТ-9 («Крокодил»), использовавшегося в агитполётах в 1930-х годах. На одном из стендов представлена партитура марша Российского общества добровольного воздушного флота «Добролёт». Эмблему общества оформил художник-авангардист Казимир Малевич, а над обложкой партитуры работал фотограф-плакатист Александр Родченко.
Отдельная часть выставки посвящена участию гражданской авиации в Великой Отечественной войне. Уже с июня 1941 года советские гражданские самолёты участвовали в снабжении фронта — только за период блокады Ленинграда гражданские самолёты совершили более 127 тысяч полётов над осаждённым городом. На стенде представлен Отчёт о боевой работе частей фронтовой авиации гражданского воздушного флота в период Великой Отечественной войны, часть материалов которого впервые была рассекречена в 1964 году.
В числе более современных экспонатов — бортовой аварийный самописец, так называемый «чёрный ящик». Он выдерживает высокие перегрузки и способен сохранять запись в солёной морской воде. Подобный самописец устанавливался на борта самолётов Ан-12, Ан-24, Ил-18 и другие. На выставке представлены модели самолётов и вертолётов, выполняющих пассажирские, санитарные и сельскохозяйственные полёты. Экспозиция рассказывает о подвиге пилота 1-го класса С.В. Семёнычеве, который в 1995 году сумел предотвратить авиакатастрофу и спас 197 пассажиров. Также посетители могут ознакомиться с Указом о награждении орденом Красного Знамени бортпроводницы самолёта АН-24 Н.В. Курченко: женщина погибла, пытаясь предотвратить угон самолёта.
Экспонаты для выставки были предоставлены музеями-партнёрами: Центральным домом авиации и космонавтики ДОСААФ России, Научно-мемориальным музеем профессора Н.Е. Жуковского, музеем техники Вадима Задорожного и музеем Московского государственного технического университета гражданской авиации.
Текст: Михаил Дорофеев.
Фото: Александр Шалгин.
Исторические события: