Каменная плита с портретом воина на коне войдет в постоянную экспозицию античного искусства в Воронеже. Фреска была куплена через европейского антиквара полтора столетия назад и, скорее всего, никогда не выставлялась на публике. Подобных образцов монументальной живописи нет ни в одном музее России.
Артефакт извлекли из запасников воронежского музея имени И. Крамского в год его 90-летия - готовясь к обновлению зала античности. После реставрации уникальная фреска станет его центральным экспонатом.
Первоначально изображение, нанесенное темперными красками по травертину (нечто среднее между известняком и мрамором), украшало гробницу в Капуе. Ее устроили в IV веке до нашей эры, когда южноиталийские земли были завоеваны племенами самнитов.
- В этом районе исследовано несколько сотен гробниц, и только два процента из них имеет роспись. А в музеях России монументальная античная фреска вообще не представлена. У нас хорошо изучена вазопись. Но монументальные произведения считаются более ценными, - рассказала ученый секретарь воронежского музея имени И. Крамского Наталья Бакина. - Говорить о фресковой живописи Древней Греции искусствоведы начали лишь в 1960-е годы, когда в Пестуме была найдена "гробница ныряльщика". Предмет, который хранится в наших фондах, отражает определенный этап развития античной живописи. Сюжет - возвращающийся воин - стандартен для гробниц. Контур всадника написан мастерски, как бы одним жестом, штрихами и тоном передан объем тела. Очень выразительна морда коня и драпировка флага.
Фрагмент гробницы с росписью приобрели в 1871 году для музея древностей и изящных искусств Дерптского (Юрьевского) университета при посредничестве антиковеда Вольфганга Гельбига. Он помогал составлять многие европейские коллекции. Выбрал, например, выдающиеся экспонаты для будущего ГМИИ имени А. Пушкина и Эрмитажа.
- Античную коллекцию в Дерпте очень осмысленно и целенаправленно собирали более 100 лет. В 1918-м университет эвакуировали в Воронеж. Сегодня у нас около 500 античных предметов, среди которых есть и другие ценные, не известные широкой публике вещи: скульптуры, сосуды. Но они без реставрации еще потерпят, а фреску надо спасать, - объяснила Бакина. - Думаю, она и не экспонировалась из-за плохой сохранности. Специалисты поработают с трещиной, которая рассекает камень надвое: не заделывая ее полностью, укрепят плиту так, чтобы ее можно было безопасно выставлять в витрине. Предстоит убрать загрязнения, которые скопились за 2,5 тысячи лет, провести микробиологический анализ: грибки и бактерии могут повредить памятнику. Изображение станет ярче благодаря реставрационным тонировкам - по цвету они будут специально чуть отличаться от оригинала.
Фреску отправят во Всероссийский реставрационный центр имени И. Грабаря к осени. Работы займут год, на них выделено около 200 тысяч рублей, сообщила директор музея имени И. Крамского Юлия Зайченко. Реставрация предполагает боле глубокое изучение памятника, так что информация о нем наверняка дополнится.
Портрет всадника станет ядром обновленного зала античности, который не менялся более полувека и теперь ждет модернизации под руководством экспертов из ГМИИ имени А. Пушкина. Дизайн-проект уже разработан. Будут куплены витрины, позволяющие рассмотреть ценные предметы со всех сторон, и световое оборудование. Количество экспонатов увеличится, как это ранее уже произошло в египетском зале. Вместо 30 предметов посетители могут осмотреть 75. Аналогичным образом этой осенью "уплотнят" и пространство зала искусства Голландии, Фландрии, Германии и Нидерландов. Его обновляют в рамках нацпроекта "Культура". Вместо 21 работы в экспозицию включат 45.
К концу 2025 года воронежский музей издаст полный каталог античной коллекции, что позволит ввести предметы из фондов в научный оборот. О той же фреске из Капуи специалисты из ГМИИ имени А. Пушкина, к примеру, прежде не знали.
Текст: Татьяна Ткачёва.