В Омской области прошел фестиваль ремесленных традиций Сибири. Акцент сделали на настоящих мужчин, которые все могут сделать своими руками.
- В XVII-XIX веках не было разговоров вроде "пойду и куплю". Мужик был главным в доме и все делал сам. А теперь пацаны погружены в компьютер, даже гвоздь забить не могут. Традиции забываются, уходят. Поэтому есть необходимость сместить акценты, вернуть былую славу сибирских мастеров, возродить желание им подражать, - пояснил идею фестиваля его организатор Олег Поляков.
Правда, оказалось, что большинство мастеров не любит публичности. Тем не менее удалось собрать два десятка участников, которые представили полтора десятка направлений традиционных мужских ремесел - начиная с берестяного, бондарного и заканчивая пимокатанием и изготовлением народных музыкальных инструментов.
По словам Олега Полякова, большинство мастеров занимается ремеслом в свободное от основной работы время. Зато они отдаются любимому делу полностью, с душой, и всегда могут провести мастер-класс. В Большереченском музее-заповеднике "Старина Сибирская" для этого есть все условия. И кузница, и гончарная мастерская, и конюшня, где не только покажут, как сделать сбрую, но и научат правилам верховой езды.
Фестиваль хорош еще и тем, что, помимо ярких впечатлений, дарит его участникам немало полезных знаний. Стеклодувы, резчики, портные, мастера, изготавливающие народные костюмы и музыкальные инструменты, прочли с десяток лекций, посвященных истории и традициям ремесла. Раскрыли секреты старых мастеров. Рассказали об особых свойствах предметов, изготовленных вручную.
- Вот эта кукла-панка, например, не просто игрушка, а берегиня, - поясняет резчик по дереву Егор Кузьмин. - В старину у девочек было немало игрушек - самоделок, но такая - только одна. Ее на рождение дочери дарил отец. Клал в люльку. И дочка с куклой уже не расставалась. Игрушку, вырезанную из специально обработанной древесины березы, украшали резьбой - символами плодородия и достатка. Для дочери она бала оберегом. Поэтому передаривать панку было нельзя.
На столе у мастера с полсотни разных кукол. Самые маленькие, высотой восемнадцать-двадцать сантиметров, хорошо ложатся в руку ребенка. Куклы - обереги дома (они повыше, до сорока сантиметров) ставили в красный угол избы. А те, что выше человеческого роста, - в капище.
Рядом выставка экзотических масок. Вот - косматый шаман, вот - колоритные бабуси. Одна маска грустит, другая смеется - совсем как в театре, где трагедия и комедия рядом. Их автор - московский маскмейкер Алексей Блинов - специально приехал в Большеречье поделиться опытом с коллегами. Стимулом занялся народным творчеством для профессионального этнолога стали многочисленные экспедиции.
- Накопилось много материала по ряжению. Культура, костюмы, атрибуты - все сохранились, а никто этим не занимался. Поэтому взялся сам, - рассказал Алексей Блинов. - Маскарадная культура - самый архаический театр, который появился еще в доязыковой период. А маска - материализация мифа. Таким образом люди передавали эмоции и состояния. Так что ряжение - это большой и важный аспект культуры.
Ремесленники признаются, что большой прибыли их труд не приносит. Зато занятие творчеством - это саморазвитие, оно вызывает позитивные эмоции, приносит удовлетворение, успокаивает нервы.
- Возвращение в традицию - это как возвращение в детство, - отмечает Олег Поляков. - В то самое теплое, солнечное время, когда человек еще не зашорен и может все. К тому же творчество - это прививка от "пластмассовой" болезни. Способ остаться личностью в эпоху глобализации и ширпотреба, когда можно существовать, ничего не создавая своими руками. К счастью, в последние годы интерес к традиционной культуре заметно растет. И появление новых фестивалей народного творчества тому подтверждение.
Текст: Светлана Сибина.
Фото: портал Большеречья.