Крепостной театр графов Шереметевых был основан Петром Борисовичем Шереметевым в усадьбе Кусково в 1760-х гг. Расцвет театра связан с именем его сына, графа Николая Петровича Шереметева. По его желанию в подмосковной усадьбе Останкино был выстроен великолепный дворец, в котором главным помещением стал театральный зал. Шереметевская театральная труппа состояла из крепостных актеров, которым даже выплачивалось жалование. Театр славился богатым репертуаром, прекрасным оркестром и хором певчих. В нем ставились оперы, драмы, комедии и балет. В конце XVIII в. Останкинский театр стал лучшим крепостным театром Российской империи и составлял конкуренцию императорским театрам. Долгие годы на сцене крепостного Шереметевского театра блистала выдающаяся русская актриса и певица Прасковья Ивановна Жемчугова.
Прасковья родилась 20 (31) июля 1768 г. в обширном имении графов Шереметевых в Юхотской волости Угличской округи Ярославской губернии. Ее отец, Иван Степанович Горбунов, был крепостным деревенским кузнецом. У Шереметевых существовала давняя традиция: талантливым крепостным детям давать хорошее образование, развивать их способности. У девочки очень рано обнаружился музыкальный дар. В возрасте семи лет она была взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгоруковой, племянницей графа Петра Борисовича Шереметева, и стала проживать в усадьбе Кусково. Прасковья обладала идеальным музыкальным слухом, замечательными вокальными данными, прекрасно двигалась. Под руководством первоклассных наставников умная и сообразительная крестьянская девочка выучила французский и итальянский языки, научилась играть на клавесине, гитаре и арфе. Каждый день проходил в упорных занятиях. Уроки по театральному искусству она брала у знаменитой драматической актрисы императорских театров Елизаветы Семеновны Сандуновой и у московской драматической актрисы Марии Степановной Синявской.
Дебют молодой актрисы состоялся в июне 1779 г. в комической опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы», когда ей было всего 11 лет. К имени Прасковьи прибавили постоянное прозвище «Жемчугова». С тех пор так ее звали на сцене, такое имя значилось на афишах; ее талант сравнивали с редкой жемчужиной.
Стремительный взлет карьеры П. Жемчуговой произошел благодаря Николаю Петровичу Шереметеву. Искусство его интересовало с детства, он превосходно играл на виолончели, неоднократно выступал в крепостном оркестре своего отца. Николай Петрович получил прекрасное образование, завершил свое обучение за границей. Долго путешествовал по Западной Европе, бывал в Англии, Франции, Германии и Швейцарии. В Париже молодого графа очень увлек театр, он стал настоящим ценителем и знатоком музыки. Вернувшись из-за границы, граф быстро продвигался по гражданской службе. Однако он не только не забыл свой интерес к театральному искусству, но и вкладывал в развитие своего крепостного театра все свое свободное время, силу и душу.
Летом 1787 г. в Кускове Прасковья вместе с другими артистами Шереметевского крепостного театра выступала перед императрицей Екатериной II. Артистами была представлена опера А.-Э. Гретри «Браки самнитян». Прасковья исполнила главную роль Элианны. Она была одета в блестящий рыцарский убор средних веков со шлемом на голове. До сих пор в Кусково хранится ее портрет в образе Элианны. На сцене артистка появилась на колеснице, поразив зрителей красотой своего голоса. О посещении императрицей Шереметевского театра писали Московские ведомости: «Игра первой и прочих актрис и актеров столь Ее Величеству понравились, что изволила представить их пред себя и пожаловала к руке». Прасковье был дарован бриллиантовый перстень. Спустя десять лет этот же спектакль был поставлен в Останкинском театре во время визита польского короля Станислова-Августа Понятовского. Всего в репертуаре певицы было около пятидесяти оперных партий.
Прасковье Жемчуговой была уготовлена уникальная роль в судьбе графского рода Шереметевых. Долгое время она была графской фавориткой. Н.П. Шереметев в завещательном письме своему сыну Дмитрию писал: «Я питал к ней…чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал я свойства и качества ея: и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность, нашел в ней привязанность к святой вере и усерднейшее Богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки».
После восшествия на престол императора Павла I Николай Петрович был назначен обер-гофмаршалом Двора. Придворная служба обязала его переехать из Москвы в Петербург и поселиться в собственном дворце на набережной реки Фонтанки. В связи с этим он был вынужден распустить свой крепостной театр. Лучших артистов он забрал с собой в столицу. Многие из них были отпущены на волю. Вольную получила и Прасковья Жемчугова, а впоследствии и вся ее семья.
Прасковья, переехав вслед за графом в Петербург, стала вести уединенный образ жизни. Являясь невенчанной супругой графа, она не имела права принимать вместе с ним гостей или сопровождать его в поездках во дворец. Слишком часто она оставалась дома одна, выезжала главным образом только в церковь. Это одиночество скрашивали ее близкая подруга Татьяна Шлыкова и несколько девушек, бывших артисток. От сырого климата Петербурга и от переживаний обострился ее наследственный туберкулез, Прасковья слегла, практически потеряв голос.
Граф очень переживал за возлюбленную и осмелился на обман. Он решил «найти» доказательства дворянского происхождения Прасковьи Ивановны, которые помогли бы ему заключить законный брачный союз. По просьбе графа был найден обедневший шляхетский дворянский род Ковалевских, представители которого за хорошую плату согласились приписать Прасковью и ее семью к своей фамилии. Все «документальные доказательства» были почти готовы для предъявления в Сенат. Произошедшие затем события – в марте 1801 г. был убит император Павел I, на российский престол взошел император Александр I, привели Николая Петровича в полное отчаяние. Неожиданно он нашел поддержку в лице московского митрополита Платона, который не только дал благословение на столь неравный брак, но и сам предложил их обвенчать. Митрополит был очень признателен графу за его широкую благотворительную деятельность, ведь по инициативе и на деньги Николая Петровича был открыт и содержался Странноприимный дом для нищих и калек в Москве. После долгих лет тайной любви граф Шереметев смог обвенчаться с Прасковьей. Тайное венчание состоялось 6 ноября 1801 г. в храме Симеона Столпника на Поварской в Москве.
Вернувшись в Петербург, Прасковья, уже будучи графиней Шереметевой, продолжила вести затворнический образ жизни. Для всех их брак оставался в тайне. 3 февраля 1803 г. она родила сына, который был наречен Дмитрием, в честь ею боготворимого Святого Дмитрия Ростовского. Ее здоровье было подорвано долгой болезнью и тяжелыми родами. Поняв, что надежд на выздоровление драгоценной супруги нет, Николай Петрович написал и отослал несколько важных писем. Одно было обращено к императрице Елизавете Алексеевне, второе было отправлено статс-секретарю Д.П. Трощинскому с просьбой передать лично в руки императору. В письмах Николай Петрович сообщал о своем браке с Прасковьей Ивановной, о рождении наследника и о смертельной болезни супруги. Император не удостоил графа личным ответом, но через Д.П. Трощинского просил передать такие слова: «Граф Шереметев волен жениться на ком хочет и когда хочет, а мы его брак одобряем». Таким образом новорожденный сын бывшей крепостной актрисы стал официально наследником не только титула своего отца, но и всего его огромного состояния. В ночь на 23 февраля 1803 г. в возрасте 35 лет графиня Прасковья Ивановна Шереметева умерла, была похоронена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры.
Текст: Т.В. Богданова, Российский государственный исторический архив (РГИА).
Участники событий и другие указанные лица: