Территория расселения летописной муромы прочно ассоциируется с округой Мурома в левобережье Оки, в то время как памятники правобережья известны меньше. Здесь расположено 9 муромских могильников, на большей части из которых раскопано по несколько погребений в начале-середине ХХ в. Более масштабные работы проводились только на Звягинском (Чулковском) могильнике, где в 70–90-е гг. было раскопано 94 погребения. Материальная культура муромского населения правобережья Оки выглядит монолитно, в отличии от левобережной, в материалах которой прослеживались разнообразные связи и контакты как с соседями, так и с более дальними территориями. Вероятно, данные представления объясняются тем, что все ранее исследованные могильники на правобережье суммарно датируются VIII–IX вв., временем расцвета муромской культуры, которая отличалась заметной устойчивостью, что выразилось в женском костюмном комплексе, мужском уборе и в погребальной обрядности.
Раскопки ранее не известного муромского могильника в правобережье Оки дали новые материалы для понимания характера памятников, расположенных на правом берегу, так и муромы в целом. Впервые для этой территории были изучены узко датированные комплексы 1-й половины X в. В полевой сезон нынешнего года Волжской экспедицией Института археологии РАН совместно с экспедицией Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника были начаты раскопки нового муромского могильника, расположенного на правом берегу Оки. Памятник был открыт осенью 2022 г., когда от местных жителей в Нижегородский музей поступили сведения о грабительских раскопках на его территории.
На территории памятника было заложено два раскопа общей площадью почти 200 кв.м и исследовано 11 погребений, в которых изучено 13 захоронений (два погребения были парными). Все погребения, кроме одного, совершены по обряду ингумации, ориентированы головой в северном направлении. Благодаря глинистым грунтам, впервые для муромы нам удалось зафиксировать остатки погребальных конструкций. Они прослежены на дне могил по периметру погребения в виде отпечатков с крестообразными углами.
Отличительной особенностью исследованной части могильника является преобладание мужских захоронений. Из двенадцати (с учетом 2022 г.) захоронений, исследованных в раскопе 1, только четыре были женскими. Все мужчины погребены с оружием, в составе которого присутствовали копья, топоры и пешни. В четырех мужских захоронениях в области пояса обнаружены по два дирхема. В погребении 7 в кошельке лежала целая монета, обрезанная половинка и еще небольшой фрагмент. В погребении 2 найдено 5 свинцовых гирек.
Наиболее примечательным является захоронение 11, в котором мужчину сопровождал богатый набор вещей, включающий топор, копье, нож и кресало с кремнем. В изголовье лежал котелок из цветного металла и глиняный горшок. Комплекс украшений включал четыре бронзовых браслета, два серебряных перстня, обувные украшения. В области пояса найден поясной набор, дважды обернутый вокруг пояса. Поясные бляшки выполнены из белого металла и покрыты позолотой. Подобные пояса относятся к наборам венгерского типа и встречаются на широкой территории от Пермского Прикамья до Карпатской котловины. Наиболее территориально близкие аналогии известны в мордовских могильниках на Средней Цне. Слева к поясу была прикреплена сумочка из хвоста бобра, в которой лежали два дирхема, железное кресало, кремень. В изголовье найдены многочисленные фрагменты позументов, изготовленных из парных золотных нитей. Два вида позумента выполнены в технике плетения, еще один -- в узелковой технике (определение И.И. Елкиной). Украшение одежды плетеными полосами, каймой или бахромой из позумента известно по находкам из могильников скандинавов (Бирка), на территории Руси фрагменты позументов найдены в Гнездовских курганах. В качестве дара слева от погребенного в порядке ношения были положены женские украшения – привески от головного убора, муромские височные кольца, гривна глазовского типа, браслеты, поясная ажурная пряжка, обувные украшения. Статусность погребенного подчеркивается и размерами захоронения, его длина достигает 2,7 м при ширине 1,6 м.
Женские погребения на могильнике ограблены и об уборе мы можем судить только по находкам в парном погребении 8. Здесь слева от мужчины была погребена женщина в уборе, характерном для муромы позднего этапа, когда он утрачивает головные жгуты. В состав головного убора входит венчик с пронизковидными привесками в области висков и височными кольцами муромского типа.
Все обнаруженные в раскопе погребения совершены в короткий промежуток времени, о чем говорит как набор украшений, так и находки монет. Все дирхемы, определенные А.А. Гомзиным укладываются в самое начало X в. (902/917 гг.), что позволяет отнести данный участок к первой четверти.
Исследования нового могильника на правом берегу Оки позволяют утверждать, что здесь фиксируются аналогичные процессы, что и в левобережье, когда с Х в. мурома активно включается в международную торговлю. В то же время в правобережье до сих пор не найдены погребения заключительной стадии существования муромской культуры, и судьба правобережной муромы пока остается загадочной. Сможем ли мы разрешить эту загадку зависит от многого и не в последнюю очередь оттого, оставят ли нам грабители нетронутые погребения летописной муромы.
Текст: О.В. Зеленцова, А.А. Швецова, С.И. Милованов.
Фото: пресс-служба Института археологии Российской академии наук.