29 августа (11 сентября по новому стилю) 1912 года в Москве впервые была представлена монументальная панорама «Бородинская битва». Картина поражала своим масштабом: её длина по окружности составляла 115 метров, а высота – 15 метров. Полотно разместили в специально построенном деревянном здании на Чистых прудах. На торжественной церемонии открытия присутствовал лично Николай II, а также члены императорской фамилии.
Художественная панорама «Бородино» была написана к 100-летию победы в Отечественной войне. Её автор – известный русский художник-баталист Франц Рубо, создавший также панораму «Оборона Севастополя», посвящённую первой обороне города в годы Крымской войны.
Рубо работал над картиной почти год. Панорама, изображающая решающий момент битвы между русской и французской армиями при Бородине 7 сентября 1812 года, создавалась в Мюнхене при участии ещё нескольких художников и военных историков. К маю 1912-го полотно было завершено и перед отправкой в Россию несколько дней экспонировалось на благотворительной выставке в Германии.
Картина произвела на современников глубочайшее впечатление. Огромное, расположенное по кругу живописное полотно, специальное освещение и «предметный план» помещали зрителя в «трехмерное пространство», превращая его из отстранённого созерцателя в соучастника самой значительной по масштабам и последствиям битвы 1812 года.
Здание, где экспонировалась панорама, изначально планировалось как временное: его строили наспех, собственно, сугубо для презентации. Однако вышло так, что в его стенах полотно пробыло не один год: сначала в дело вмешалась Первая мировая – и стало уже не до строительства музеев и галерей, к тому же французы из бывших врагов превратились в союзников. Затем началась революция. Музей использовали под самые разные нужды – в нём проводили пролетарские новогодние елки и собрания литературно-художественных кружков. А когда здание пришло в полную негодность, всё оставшееся оборудование демонтировали, полотно сняли и свернули, накатав на деревянный вал. Несколько лет в бараке с текущей крышей не прошли бесследно для картины, но её дальнейшая судьба оказалась ещё более плачевной. Полотно кочевало с места на место и подчас лежало просто под открытым небом.
Значительная часть картины фактически сгнила. Комиссия реставраторов, которая осматривала полотно в 1939 году, пришла к выводу, что его восстановление невозможно. Панораму предлагали просто разрезать на части, чтобы сохранить хотя бы уцелевшие фрагменты. Несмотря на это, шедевр все-таки попытались спасти: уже после Великой Отечественной группе реставраторов под руководством Павла Корина удалось полностью восстановить панораму. Экспонировать столь масштабный шедевр по-прежнему было негде – и холст отправили в запасники Пушкинского музея, где он хранился вплоть до начала 60-х. Решение о строительстве нового здания для панорамы в преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года приняло Министерство культуры СССР.
«Глядя на полотно художника, мы будто слышим стоны, храп взмыленных коней, звонкие хлопки карабинов и пистолетов, рев канонады, приглушенные боем русские, польские, немецкие, французские слова команд, окриков, молитв. Лишь старожилы-москвичи помнят теперь уникальное творение выдающегося русского художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо… И вот через пятьдесят лет после создания панорамы «Бородинская битва» начнет свою вторую жизнь…» – писали в те годы в «Известиях».
Церемония открытия нового музея на Поклонной горе состоялась 18 октября 1962 года. В ней принимали участие министр культуры СССР Екатерина Фурцева, космонавты Юрий Гагарин, Андриян Николаев, Павел Попович, многие военачальники, художники, литераторы и общественные деятели.
На сегодня в мире демонстрируется в общей сложности более 60 различных панорам, из которых четыре находятся в России. Панорама «Бородино» признана вершиной панорамного искусства как русскими, так и зарубежными специалистами.
Текст: Анна Хрусталёва.
Фото из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: