Полевой сезон 2023 года подошёл к концу. В этом году, как и во все последние сезоны, Смоленская экспедиция Государственного исторического музея (в сост. Смоленско-Гнёздовской объединённой экспедиции) вела масштабные работы на территории как «города мертвых» (на курганном некрополе), так и «города живых» (на поселении) древнего Гнёздова.
Работы в центральной части пойменного сектора, связанной с городским посадом IX-XI веков (неукрепленной зоной поселения), и в Лесной группе курганов уже освещались в авторских колонках Сергея Каинова и Светланы Авдусиной. Осталось лишь одно «темное пятно» работ 2023 года – раскоп БД возле озера Бездонка, где исследуется портовая зона древнего Гнёздова.
Изучение прибрежной части озера ведется с 2005 года. Данный участок уникален для Гнёздова – это единственное место, на котором из-за повышенной влажности слоя сохраняется органика, прежде всего, дерево. Вторая, и не менее важная, особенность – наличие прослойки речных отложений, перекрывших ранние слои и надежно отделивших их от более поздних напластований.
Именно в этих наиболее ранних слоях раскопа, где хорошо сохранилось дерево, несколько лет назад были впервые обнаружены структуры, связанные с портовой жизнью древнего Гнездова. Простейшие конструкции – настилы-тверди – являли собой элементы благоустройства берега и в древности служили для подхода к воде. Кроме настилов, здесь же, на берегу озера Бездонка, выступавшего внутренней гаванью древнего поселения, была найдена целая серия корабельных деталей (шпангоут, весла, уключины).
Сооружение подобных «твердей» из досок или жердей – вполне обычное явление для речных портовых зон Европы «эпохи викингов», которое отличало их от морских портов с гораздо более сложными системами конструкций, напоминающими современные, такие как молы, сложенные из камней, причалы на мощных сваях, уходящие за линию уреза воды, и др.
В нынешнем году экспедиция продолжила работы на участке, изучение которого было начато в предыдущем сезоне (руководитель работ – Надежда Малышева). Годом ранее здесь были разобраны верхние слои, которые могут быть датированы Х веком, и в 2023 году, после снятия «стерильной» (аллювиальной) прослойки, отделявшей «поздний» период от «раннего», мы приступили к изучению нижних пластов, в которых сохраняется органика.
Пожалуй, самым интересным открытием сезона 2023 года стала часть конструкции, плотно забутованная суглинком и состоящая из мощных бревен, которые были зафиксированы на склоне при помощи системы столбов. Выявленный объект может быть интерпретирован как причал – первый в истории изучения памятников, связанных с путем «из варяг в греки». Пара обнаруженных деревянных столбов выделяется длиной и диаметром – вероятно, они предназначались для швартовки судов.
Выявление не имеющей на сегодняшний день аналогий конструкции свидетельствует о сложной «многоступенчатой» структуре портового хозяйства, приспособленной к местным ландшафтным и гидрологическим условиям. Пристань, вероятно, имела сезонное значение и могла функционировать во время весенних половодий, когда "по высокой воде" и происходила основная навигация по Волхово-Днепровскому речному пути.
«…Кривитеины, лендзанины и прочие славинии – рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы», - Константин Багрянородный "Об управлении Империей".
После того, как вода спадала, смысл в использовании конструкции исчезал, и для подхода к воде служили настилы-гати, следы которых неоднократно фиксировались на всей исследованной ранее территории.
Опираясь на полученные радиоуглеродные даты, мы можем уверенно датировать причал первой половиной IX века. Характер культурного слоя на данном участке говорит о том, что впоследствии «старый порт» был заброшен. Вероятно, основная портовая активность постепенно переместилась на берег Днепра – в вышележащих слоях, относящихся к Х веку, не зафиксировано никакой деятельности, связанной с обслуживанием речного пути.
P.S. Работа на «мокром» раскопе БД сопряжена с большими трудностями, в частности, необходимостью откачки грунтовых вод и постоянного осушения культурного слоя. Хочется отдельно отметить героическую работу отряда волонтеров во главе с магистрантом Высшей школы экономики Иваном Зерновым, обеспечивавшей возможность проведения необходимых исследований – и принимавших в них непосредственное участие.