Ряд наскальных рисунков, возраст которых составляет примерно 8000 лет, были обнаружены в пещере Инкая в Мраморно-морской провинции Балыкесир в Турции в ходе полевого исследования, проведенного доктором Дерья Ялчиклы, доцентом Университета Чанаккале, сообщает интернет-издание Arkeonews.
В ходе тех же исследований была обнаружена еще одна пещера, расположенная в 5 километрах от пещеры Инкая. Открытие обеих пещер рассматривают как самое важное археологическое открытие, сделанное в Анатолии за последние годы.
Наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Балталын и Инкая, расположенных в районе Делис района Дурсунбей в провинции Балыкесир, несут информацию, которая проливает свет на жизнь эпохи неолита.
Одной из замечательных находок, показывающих, что люди в доисторическую эпоху были несомненно осведомлены о деталях деторождения, является сцена, найденная среди наскальных рисунков пещеры Инкая.
На «картине» в экспрессивной манере изображена беременная женщина и последующие роды.
Когда пещеры Балталын и Инкая были проанализированы отдельно, выяснилось, что они использовались для разных функций, поскольку на картинах в одной из них были изображены фигуры охоты, а в другой – фигуры, имеющие отношения к религиозным верованиям.
Изображения, найденные в двух пещерах, относятся к периоду позднего неолита.
Доцент Дерья Ялчиклы, которая обнаружила и исследовала наскальные рисунки, рассказала: «Социальные системы и системы верований в Западной Анатолии в периоды неолита и энеолита представляют собой важный вопрос анатолийской археологии, и изучение настенных росписей в пещерах Балталыне и Инкая могут дать некоторые важные ответы».
Пол и северная стена пещеры Инкая в прошлом были сильно повреждены охотниками за сокровищами, использовавшими динамит, однако, несмотря на эти повреждения, пещера продолжает отражать важную информацию об эпохе неолита.
Пещера Инкая расположена в 2,5 км к северо-западу от района Делис. Пещера карстового происхождения состоит из галереи глубиной 4,5 м, шириной 8 м и высотой 4,4 м. В пещере имеются две фрески, расположенные на северном и юго-восточном внешних краях входа в пещеру. Размер панели, расположенной с левой стороны (юго-запад) от входа в пещеру, составляет 1,43×0,87 метра. В основной части «картины» с левой стороны от входа также танцуют четыре человека.
С правой стороны от двух женщин и двух мужчин помещено изображение человека в мехе, а с левой стороны этой картины изображен плод, растущий в утробе матери.
Напротив человека в мехе изображен человек со змеей за спиной. Считалось, что змея на этой фигуре олицетворяет смерть, что эксперты интерпретировали как «момент смерти». Считается, что фигура человека в мехах с вытянутой вперед рукой изображает шамана, помогающего человеческим духам попасть в страну мертвых в момент смерти. Также здесь помещено изображение мертвого человека без головы, предложенного стервятникам.
Жизнь и смерть – темы наскальных рисунков в пещере Инкая. Панели, изображающие Жизнь, основаны на формировании плода внутри живота беременной женщины, его развитии и рождении, а также на праздновании присоединения нового человека к сообществу с упором на роль шамана на протяжении всего этого процесса.
В наскальных рисунках, рельефах и статуэтках периода неолита в Анатолии сцены сексуальности, беременности и родов представлены зрителю с разных сторон.
Успешное использование методики «рентгеновских лучей» - лучи проходят сквозь «картину» и создают негатив более темных участков на пленке - при исследовании живописи периода неолита пещеры Инкая позволяет заполнить пробел в истории анатолийской живописи и скульптуры.
Фото: Дерья Ялчыкли.