Российские ученые заявили, что изучение артефактов, обнаруженных археологами, кардинально меняет представление о жизни и культуре древних народов Енисейской Сибири. Кто такие тесинцы? Правда ли, что в мире их знали как легендарных воинов – динлинов? И почему они могут оказаться в нашей родословной?
Тесинцы не тагарцы.
Тесинцы (II в. до н. э. – II в. н. э.) не были поздним этапом тагарской культуры, как считалось долгое время, а являлись носителями собственной, сообщили исследователи СФУ. К таким выводам они пришли в результате двух лет раскопок древних курганов вблизи города Красноярска.
Последние открытия в могильниках Енисейской Сибири доказали, что тесинцы имели свои особенные культурные черты и широкий ареал расселения.
"Тесинцев можно выделить по ряду признаков. Прежде всего по коллективным погребениям, как мы считаем, родовым склепам. Характерны также грунтовые погребения вокруг кургана-склепа, использование гипсовых масок, их формирование на черепе умершего, создание мумий. Из тела удаляли мягкие ткани, делали гипсовую маску, раскрашивали ее в разные цвета", – отметил старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Дмитрий Виноградов.
Он добавил, что для Енисейской Сибири отдельную тесинскую культуру выделил археолог Николай Кузьмин (1950–2021).
По словам Виноградова, с началом тесинской культуры в могильниках начинают появляться железные изделия, в то время как в тагарской культуре абсолютное преимущество было у бронзовых изделий. Также ярким признаком является уход на задний план скифских мотивов, присущих тагарцам. Так, вместо скифских оленей тесинцы изображали быков, более свойственных соседней цивилизации хунну. Это позволяет сделать вывод о том, что древние народы были связаны между собой.
Геополитическая обстановка того времени включала несколько сильных цивилизаций, среди которых были хунну и китайская держава. Они не только устраивали военные походы за ресурсами, но и обменивались знаниями в области культуры и инноваций, занимая особенную территорию, где несколько столетий сосуществовали представители нескольких народностей, – Минусинскую котловину.
Кипящий котел.
Эксперты называют данную область, расположенную между горными системами Южной Сибири, кипящим котлом народов. В Минусинской котловине развивалась жизнь различных племен, шел обмен промыслами и наследием.
В своей книге "Конец и вновь начало" Лев Гумилев утверждал, что она была одной из ключевых для развития Евразии точек пассионарного этногенеза – процесса, в рамках которого этносы в стремлении к собственному развитию идут на риск, в том числе на освоение новых территорий.
Начиная со II в. до н. э. на территории котловины произошли изменения, повлиявшие на судьбу всех прилегающих культур, – там оседали народы, приведенные в движение империей хунну. Вследствие такого смешения разных этносов наступило перенаселение и племена были вынуждены мигрировать ради поиска новых ресурсов. Именно на данном этапе началось формирование тесинской культуры – сочетания тагарских традиций и особенностей пришлых народов.
"Представьте огромный котел, в котором бурлила жизнь, такая полиэтническая структура, очень много разных народов. И когда этот котел переполняется, из него выплескиваются массы населения. В нашем случае они пошли дальше на север – в лесостепные районы", – пояснил Виноградов.
По мнению археологов СФУ, котловину покинули уже тесинцы, двинувшись в северные лесостепные районы, – в частности в нынешние окрестности Красноярска.
По следам жизни и смерти.
Ранее ученые полагали, что эта часть переселенцев была отрезана от тагарской культуры, оставшейся в котловине, и под влиянием местных автохтонных племен сформировала свой локальный вариант культуры с местными особенностями. Новые сведения, в том числе тождественные обрядовые технологии и правила погребения, говорят об обратном – эта часть тесинского мира не была периферией, она была в центре событий и сохраняла связь с котловиной.
"Мы обнаружили абсолютно одинаковые по технике изготовления бронзовые кинжалы в разных, удаленных друг от друга поселениях, что свидетельствует об активном их взаимодействии", – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Ксения Бирюлева.
При этом эксперты отмечают разные техники погребальных обрядов тесинцев, отличающиеся по ряду признаков: возрасту, полу, социальному статусу и этническому происхождению умершего.
"У них в одной культуре, в одном памятнике, на одном кургане и в одной могиле могут быть разные погребальные обряды. Например, детей хоронили не как взрослых. Дети редко бывают в склепах, обычно мы находим их в грунтовых могилах. Различие зависит и от пола, как фиксируется в более поздних культурах. В таштыкской культуре, например, женщин сжигали, мужчин хоронили целиком. Это четко фиксируется. Мы не знаем, какие у них были верования с точки зрения религии, но это может зависеть от социального статуса разных семей. И они были, вероятно, разные по этнической принадлежности", – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Полина Сенотрусова.
Голубоглазые предки из Азии.
Этническая составляющая тесинцев до недавнего времени оставалась загадкой. В китайских письменных источниках описаны три народа, локализующихся в тот период в Саяно-Алтае – юэчжи, гяньгуни и динлины. Последние первоначально отождествлялись с европеоидными племенами тагарской культуры.
Известный исследователь Центральной Азии Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860‒1936) на основе изучения китайских летописей в 1926 году описал характерные особенности динлинов: "рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы прямые, но иногда и вьющиеся, нос выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза".
Новые данные, полученные археологами, позволяют усилить позиции в гипотезе Николая Кузьмина о том, что тесинцы – это динлины.
А согласно его работе "Генезис Саяно-Алтайского шаманизма по археологическим источникам" (1992) можно говорить о том, что динлины/тесинцы являются предками многих народов Евразии.
Ведь следы погребальных процессов, аналогичных тесинским, можно встретить в регионах Саяно-Алтая, Байкальском и Приуральском, где длительные контакты этих племен с финно-угорскими привели к заимствованию финно-уграми ряда слов, обрядов и представлений, а в свою очередь и к появлению пласта шаманистских верований в религиозных традициях Индии, Ирана и Скифии, отмечает в своем труде Кузьмин.
Таким образом, результаты исследования специалистов меняют представление на устоявшуюся европоцентричную картину мира.
Ученые СФУ продолжают работу с памятниками наследия тесинской культуры. Еще предстоит разгадать тайны, связанные с костными останками склепов, и узнать больше о загадочном народе и его традициях. По их мнению, находки сумеют нас удивить.
Фото из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: