Каннский кинофестиваль – один из крупнейших и престижных кинематографических смотров, который проводится ежегодно с 1946 г. в курортном г. Канны на Лазурном берегу Франции.
Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939 г., но в связи с начавшейся Второй мировой войной был отменен.
На первый Каннский кинофестиваль, в 1946 г., Советский Союз направил кинокартину о Великой Отечественной войне Фридриха Эрмлера «Великий перелом», которая была отмечена высшей наградой фестиваля «Гран-при». В 1946 г. главная награда присуждалась сразу нескольким участникам, а традиционная «Золотая пальмовая ветвь» появилась только в 1955 г. Начиная с 1954 г. участие советских кинематографистов в Каннском фестивале стало регулярным.
В 1954 г. состоялся VII Международный кинофестиваль, принесший советскому режиссеру С. Юткевичу почетный диплом, а его фильму «Великий воин Албании Скандерберг», впервые снятому совместно с албанскими кинематографистами, премию Высшей технической комиссии Французской кинематографии. Юткевич был хорошо известен французскому зрителю. Пресса писала о нем и его фильме: «…Сергей Юткевич – опытный советский постановщик. По случаю первого показа во Франции фильма «Скандерберг», этого нового шедевра советского кино, хочется сказать, что мы, французы, особенно признательны Юткевичу: это он в 1945 г. поставил потрясающий фильм «Освобождение Франции» – самое прекрасное, что сделал какой-либо иностранный автор в честь нашего народа, его мужества, его патриотизма, его борьбы против нацистов».
В 1955 г. СССР принял предложение участвовать в VIII Международном кинофестивале в Каннах и завоевал сразу несколько призов по разным номинациям. Для показа были отобраны: художественный фильм Иосифа Хейфица «Большая семья» о семье потомственных рабочих-судостроителей, созданный в традициях социалистического реализма, и фильм-балет по мотивам трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», снятый режиссером Лео Арнштамом. Оба фильма были награждены: фильм «Большая семья» премией «За лучший ансамбль исполнителей ролей», а фильм-балет «Ромео и Джульетта» премией «За лучший лирический фильм». В конкурсе короткометражных фильмов мультфильм по мотивам индийских сказок Льва Атаманова «Золотая антилопа» также отмечен Комитетом фестиваля «За лучший мультипликационный фильм».
В 1956 г. СССР участвовал в IX Международном Каннском фестивале. Юткевич вновь вписал свое имя в историю престижного конкурса, завоевав награду за лучшую режиссуру. По мотивам трагедии Шекспира Юткевичем был снят одноименный фильм «Отелло». Французский писатель и кинорежиссер Жан Кокто после просмотра «Отелло» написал режиссеру: «С первых минут этого фильма, когда руки обхватывают экран, как лианы, перед нашими глазами возникает огромная лиловая рука Мавра, ты приказываешь нам забыть пьесу Шекспира и заставляешь смотреть так, как если бы мы ее никогда не видели». Кроме фильма С. Юткевича, на IX Каннском фестивале впервые была удостоена награды одна из советских республик. Художественный фильм «Лурджа Магданы» режиссера Тенгиза Абуладзе о жизни грузинского крестьянства по рассказам для детей писательницы Е. Габашвили, снятый на киностудии «Грузия-фильм», получил награду за лучший игровой фильм в короткометражном конкурсе.
На следующем, X Каннском фестивале (1957 г.), СССР представил документальный фильм Марии Славинской «Охотники южных морей» об экспедиции китобойной флотилии «Слава», художественный фильм Григория Козинцева «Дон Кихот», снятый по мотивам одноименного романа М. де Сервантеса, а также фильм Григория Чухрая «Сорок первый» о судьбах красноармейцев и белогвардейцев в годы гражданской войны. Фильм «Сорок первый» удостоился специального приза жюри Каннского фестиваля.
Для того, чтобы все эти фильмы попали на Каннский и другие международные кинофестивали, в Советском Союзе требовалось обязательное разрешение высших органов коммунистической партии, каким являлись в тот момент Президиум и Секретариат ЦК КПСС. В Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) отложился значительный комплекс документов, рассказывающий о механизме принятия таких решений, о существовавшей практике отбора фильмов на кинофестивали, об отношении советского руководства к международным контактом в области кино.
Решение о вручении призов Каннского кинофестиваля принимало жюри, состав которого определяла дирекция фестиваля. В состав жюри входили ведущие мастера мировой кинематографии: режиссеры, актеры, критики. В 1957 г. в состав жюри Конкурса по короткометражным фильмам был приглашен советский режиссер Роман Кармен.
XI Международный Каннский фестиваль, состоявшийся в 1958 г., вошел в историю как самый успешный для СССР. Художественный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» завоевал высшую награду основного конкурса Каннского фестиваля - «Золотую пальмовую ветвь». В фондах РГАНИ сохранился документ о присуждении главной премии Каннского фестиваля советскому кино.
Вместе с «оттепелью» начался новый этап в советской кинематографии. Создатели фильма «Летят журавли» показали другой образ советской женщины, воплощенный актрисой Татьяной Самойловой. Она завоевала первый почетный диплом фестиваля «За лучшее исполнение женской роли», а также восхищенные отклики советских и иностранных зрителей.
Текст: М.С. Ганевская, Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).
Исторические события: