В Кирилло-Белозерский музей-заповедник после реставрации вернулась деревянная скульптура «Распятие» конца XVIII века. Реставрация экспоната проходила в Костромском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря.
«Этот памятник имеет особую историческую ценность, – рассказывает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Экспонат происходит из Никольской городецкой Преображенской церкви 1798 года создания, которая в свое время находилась в деревне Власово Кирилловского муниципального округа. А именно – на острове Федосьин Городок, рядом с Горицами (село в Вологодской области). Во время строительства Волго-Балтийского канала в зоне затопления оказались многочисленные территории, деревни и памятники, среди которых была и церковь в д. Власово. Наши потомки никогда бы не узнали о том, что в регионе была такая деревня и храм, (первое упоминание о которых в источниках датируется 1851 годом), если б не слаженная работа музейщиков прошлого столетия, которые успели вывезти некоторые экспонаты из церкви до затопления. Среди них и это деревянное Распятие – воспоминание о существовании Преображенской церкви».
Сейчас музейные сотрудники готовят отреставрированную скульптуру для представления в экспозиции «Красота резного образа», которая находится в помещении Казенной палаты ансамбля монастыря.
«Реставрационные работы были выполнены реставратором А.Е. Рыбцовым в соответствии с заданием и приняты на заседании реставрационного совета Костромского филиала ВХРНЦ единогласно», – сообщила заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова.
«Редкие распятия дошли до нашего времени без повреждений, – замечает научный сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина. – Наиболее часто отмечается отсутствие креста, который обозначен раскинутыми руками и очертаниями тела Христа. Как, к примеру, в нашем случае, когда была утрачена рука. Благодаря профессиональной работе реставратора экспонат дошел до современников в восстановленном виде. Размер скульптуры предопределял его применение. Монументальные Распятия устанавливали на полу в храме или возносили в навершие его иконостаса. Миниатюрные композиции размещали на панихидном столике, в киотах вместо икон. Наше Распятие имеет немаленькие размеры – 180х118х30 сантиметров. Отсюда становится понятно, какое место он занимал в часовне села Власова».
В музее отметили – Распятие будет представлено в Казенной палате в окружении фигур предстоящих – ангелов и херувимов.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации.